Сегодня, 19 марта, в Санкт-Петербурге в рамках XVI Международного экологического форума «День Балтийского моря» прошел круглый стол на тему «Морская транспортная инфраструктура и городская среда: экологические аспекты планирования», где руководитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Денис Беляев представил свой доклад о проблемах охраны водных экосистем при развитии портовых инфраструктур. Также в круглом столе приняли участие заместитель начальника департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, и. о. руководителя Невско-Ладожского бассейнового водного управления и другие представители отраслевых ведомств. Начальник отдела согласования размещения хозяйственных и иных объектов Северо-Западного теруправления Росрыболоства Александр Полевский принял участие в работе круглого стола на тему «Морской мусор».
Денис Беляев в своем докладе на тему «Проблемы охраны водных экосистем при развитии портовых инфраструктур» рассказал о том, как портовая инфраструктура, рост мирового промышленного производства, увеличение потребности в сырье и продукции сельского хозяйства, перераспределение доли импорта и экспорта продукции влияют на среду обитания водных биоресурсов.
«Отношения между портами и окружающей средой достаточно сложны и определяются транспортными, торговыми и местными условиями. Экологические факторы влияют на инфраструктуру портов, а порты, в свою очередь, на состояние окружающей среды. Как свидетельствует практика, угроза, создаваемая большим количеством опасных и вредных грузов, может быть значительной. Необходимость предоставления судам безопасного подходного пути и гавани неизбежно приводит к разрушению естественной природной среды, — отметил Денис Беляев».
Одной из целей развития транспорта в России является снижение его вредного воздействия на окружающую среду. Однако в настоящее время российские морские порты, большей частью имеющие устаревшие технологии перевалки грузов, и суда по-прежнему загрязняют морскую среду выбросами вредных веществ в атмосферный воздух, шумовым воздействием, несанкционированными сбросами сточных и нефтесодержащих вод и мусора, а также в результате возникновения аварийных ситуаций и недостаточно быстрого и корректного реагирования на них.
В своем выступлении Денис Беляев отдельно остановился на результатах исследований, проведенных в последние 15 лет: они свидетельствуют, что наиболее значительный вред водным биоресурсам причинен при строительстве Морского пассажирского порта (МПП) «Морской фасад» и Морского торгового порта (МТП) Усть-Луга. Ежегодный прогнозируемый размер вреда водным биоресурсам от отторжения части акватории Невской губы под терминал пассажирского порта «Морской фасад» (первая очередь строительства – около 140 га) составил 10 тонн рыбы, а от производства гидротехнических работ по намыву территории, дноуглублению и дампингу грунта за период с 2005 по 2008 гг. — около 950 тонн рыбы.
В связи с большим объемом нанесенного вреда в настоящее время по Северо-Западу проводятся компенсационные мероприятия. Так, в прошлом году для компенсации вреда, причиненного водным биоресурсам Невской губы при строительстве объекта «Пассажирский порт Санкт-Петербург Морской фасад», был произведен выпуск в Финский залив сеголеток сига в количестве 105488 экземпляров, что компенсировало вред в объеме 1,978 тонн водных биоресурсов.
В заключение руководитель Северо-Западного управления сказал: «Практика показывает, что снижение негативного воздействия на водные биоресурсы возможно при условии выбора новейших технологий, позволяющих уменьшать зоны воздействия. Важно понимать, что неукоснительное соблюдение природоохранного законодательства, регулярный анализ оперативной информации позволяют вовремя предотвращать или максимально минимизировать негативное воздействие на окружающую среду».
Справка: Международный проект «День Балтийского моря» был установлен в 1996 году решением Хельсинкской комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ). Ежегодно в данном экологическом форуме принимают участие сотни специалистов из государственных органов, консульств, научных и общественных организаций – представители стран Балтийского региона, а также Англии, Франции, Норвегии, США.