В Санкт-Петербурге проходит совещание, посвященное стратегическим задачам развития трудового потенциала рыбохозяйственного комплекса

13 и 14 февраля на базе Санкт-Петербургского морского рыбопромышленного колледжа проходит совещание, посвященное стратегическим задачам развития трудового потенциала рыбохозяйственного комплекса, а также перспективам развития отраслевого среднего профессионального образования.

В мероприятии принимают участие представители Федерального агентства по рыболовству, Федерального автономного учреждения «Российский морской регистр судоходства», образовательных организаций Росрыболовства и рыбопромышленники.

Открывая совещание, заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук, напомнил участникам совещания, что в ноябре 2019 года Правительством была утверждена Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 года. В настоящее время Росрыболовством ведется работа по согласованию дорожной карты по выполнению стратегических программ и проектов, направленных на достижение обозначенных целевых показателей Стратегии.

«Однако, как вы знаете, практическая работа по наиболее приоритетным направлениям была начата еще в 2016 году с разработки и утверждения изменений в закон «О рыболовстве», что послужило отправной точкой для размещения на российских верфях более 80 заказов на строительство рыбопромысловых судов, включая суда-краболовы и начало строительства свыше 20 береговых рыбоперерабатывающих заводов», – сказал он.

По итогам ввода в эксплуатацию новых единиц флота будет обновлено свыше 1/3 мощностей российского рыбопромыслового флота на основных бассейнах – Дальневосточном и Северном, а также кратно увеличена мощность по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью.

В своем выступлении Петр Савчук отметил, что по оценкам Росрыболовства только для обеспечения заказанных 80 единиц флота потребуется не менее 500 специалистов в области судовождения, технологического оборудования, навигации и рыбопоиска, холодильной техники и промыслового вооружения, судоремонта, с учетом потребностей действующего флота – до 3000 специалистов.

Для системы отраслевого образования ключевой задачей должна стать подготовка квалифицированных и самое главное максимально востребованных отраслью кадров, способных обеспечить эффективную эксплуатацию высокопроизводительных производственных фондов флота, береговой инфраструктуры, отрасли аквакультуры, на которую делается высокая ставка.

«На мой взгляд, для решения поставленных задач необходима централизация и синхронизация ряда функций. По практике многих отраслей экономики — это возможно реализовать путем создания в отечественном рыбном хозяйстве одного или нескольких многофункциональных Центров, которые на одной площадке смогут обеспечить присутствие и взаимодействие образовательных и научных учреждений, проектных бюро, разработчиков и поставщиков оборудования, предприятий и организаций отрасли, экспертов, кадровых агентств, финансовых организаций», – сказал он.

Заместитель главы Росырболовства отметил, что для предприятий отрасли Центр может стать источником формирования новых кадров, местом размещения заказов на проведение НИОКР, тестирования новых образцов оборудования, возможностью непрерывно повышать опыт и компетенции действующего персонала и вести подбор нового. «Полагаю, что на первом этапе ведущую роль со стороны бизнеса могут взять на себя наиболее крупные рыбодобывающие предприятия, в настоящее время старающиеся выстроить аналогичные корпоративные центры подготовки кадров и развития компетенций», – сказал Петр Савчук.

Неотъемлемым условием получения статуса резидента центра для бизнес-структур должно стать выстраивание совместных процессов с отраслевыми образовательными учреждениями – резидентами, в части организации практических курсов, стажировок, участия студентов в отдельных бизнес-проектах. Цель – максимальная адаптация и вовлечение будущих специалистов в рыбную отрасль.

Петр Савчук отметил, что при выборе место размещения площадок должна учитываться региональная и бассейновая специфика. «Так, например ключевые компетенции в части крупнотоннажного флота и развития марикультуры могут быть сосредоточены во Владивостоке. Второй специализированный центр, в совокупности с перерабатывающими объектами и логистической инфраструктурой может быть размещен в Калининграде», – сказал он.

«Вместе с тем, развитие образования в рыбохозяйственном комплексе не только должно соответствовать Стратегии развития отрасли, но и в определенной степени опережать ее в области подготовки кадров для новых специальностей, прогнозируя прорывные направления развития», – подчеркнул Петр Савчук.

О ходе реализации п. 11, 12 Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2030 года доложил председатель ректоров Росрыболовства, ректор Калининградского государственного технического университета Росрыболовства Владимир Волкогон. «В рамках реализации Стратегии нами разработана концепция проектирования и реализации практико-ориентированных и гибких образовательных программ для образовательных организаций Росрыболовства, которая стала отправной точкой создания Центра рыбохозяйственных квалификаций», – сказал он. По словам председателя совета ректоров Росрыболовства, разработка и реализация практико-ориентированных образовательных программ целесообразно осуществлять на базе концепции «Кооперации с промышленными рыбохозяйственными предприятиями регионов» при участии территориальных управлений Росрыболовства, в том числе экспертных советов, работающих при них.

«Разработка и реализация гибких образовательных программ позволит повысить мобильность обучающихся и научно-педагогических работников внутри отраслевого образовательного пространства; многократно увеличить адаптированность образовательных программ к изменениям техники и технологий, динамике рынка труда», – сказал Владимир Волкогон.

Сегодня образовательный комплекс Росрыболовства включает 5 образовательных организаций высшего образования, имеющий в своем составе 8 филиалов и 3 обособленных структурных подразделения. Общая численность обучающихся по программам высшего образования составляет 24469 человек. Из них очно обучается 12314, заочно – 11590, очно-заочно – 565. Программы среднего профессионального образования в вузах Росрыболовства осваивает 7080 обучающихся. Вузы Росрыболовства заключили и пролонгировали 1949 договоров с предприятиями – базами практик, в том числе на осуществление плавательной практики.

В своем докладе Владимир Волкогон отметил, что 322 предприятия заключили договоры на подготовку специалистов с вузами Росрыболовства, в том числе на подготовку специалистов плавсостава для рыбопромыслового флота.

Согласно Стратегии, наиболее востребованными в рыбохозяйственном комплексе станут специалисты в области судовождения, управления автоматизированными береговыми и судовыми комплексами рыбопереработки, специалисты в области аквакультуры (рыбоводства), инженеры-технологи, биологи, генетики, биотехнологи и химики.

Отдельное внимание в проекте «Отраслевое образование» Стратегии уделено обеспечению профессионального роста преподавательского и научного состава, занятого в подготовке по специальностям, наиболее востребованным в рыбохозяйственном комплексе. Вопрос развития кадрового потенциала рыбохозяйственного образования является одной из приоритетных задач системы управления отраслевым образовательным комплексом.

По словам Владимира Волкогона, сегодня в вузах Росрыболовства трудится около 4 тысяч человек штатных сотрудников, из них 1331 – представители профессорско-преподавательского состава.

В Стратегии определена задача «подготовки кадров в сфере разработки, производства и эксплуатации оборудования для рыбопереработки». Решение этой задачи также требует комплексного подхода к обновлению учебно-лабораторной базы. В последние годы удельный вес машин и оборудования не старше 5 лет растет. Однако, доля современного оборудования все еще достаточно низкая для решения задач стратегического развития отраслевого образования.

В этой связи, создание сети центров подготовки, повышения квалификации и аттестации экипажей судов и персонала рыбоперерабатывающих заводов в партнерстве с крупными рыбопромышленными организациями и отраслевыми ассоциациями станет новой возможностью обновления материально-технической составляющей отраслевого образовательного пространства.

Также на совещании было уделено созданию единой цифровой образовательной платформы «Открытое рыбохозяйственное образование», которая позволит любому пользователю получить дистанционно образовательную услугу как в рамках основных образовательных программ, так и дополнительного профессионального образования, самообразования, овладения отдельными компетенциями.

По словам первого проректора Калининградского государственного технического университета Оксаны Огий, участниками образовательной платформы выступают: образовательные и научные учреждения, преподаватели, студенты, курсанты, Росрыболовство и его территориальные управления, общественные и экспертные советы при Федеральном агентстве по рыболовству, добывающие и перерабатывающие предприятия, другие предприятия и организации рыбохозяйственного комплекса, ассоциации и союзы рыбаков – то есть все рыбацкое сообщество.

Реализация проекта предусматривает: создание отраслевого информационного ресурса, обеспечивающего доступ к онлайн-курсам широкому кругу пользователей, создание онлайн-курсов и микрокейсов по программам профессионального и дополнительного образования с привлечением не только вузов-разработчиков, но и бизнес-сообщества, формирование системы экспертной и пользовательской оценки содержания онлайн-контента; подготовки и обучение преподавателей и экспертов в области онлайн-обучения; разработка и внедрение методики и инструментария социометрической аналитики онлайн-обучения.

Данное образовательное направление поддержал и одобрил заместитель Росрыболовства Петр Савчук. Также проектом заинтересовались рыбопромышленные предприятия.

Также на совещании рассмотрели концепцию Росрыболовства проекта «Повышение качества образования в профессиях рыбохозяйственного комплекса и их популяризации в России». Проект подготовлен совместно с союзом «Молодые профессионалы» (Волдскилс Россия)». Данный проект направлен на создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования в сфере рыбохозяйственного образования. Проект подразумевает модернизацию образовательных стандартов путем создания новых модулей профессиональной подготовки и обновление материально-технической базы, в том числе за счет создания 5 региональных центров проведения демонстрационного экзамена и одного межрегионального центра компетенций.

Живое обсуждение вызвал доклад Андрея Коновалова директора Сахалинского морского колледжа об организации и прохождения курсантами образовательных учреждений производственной плавательной практики, проблемах и способах их решения.

По результатам обсуждения Петр Савчук предложил Калининградскому техническому университету увеличить дополнительные места на учебных парусных судах Росрыболовства для обучения и прохождения практики курсантов. Также он предложил проходить обучение и производственную практику курсантам на научно-исследовательских и спасательных судах.

В свою очередь Владимир Волкогон сказал, что будет подготовлен специальный дополнительный график для прохождения обучения на парусниках Росрыболовства, который будет учитывать дополнительную практику 400 человек.

Подводя итоги первого дня совещания, Петр Савчук отметил, что главная задача сегодня подготовить кадры, соответствующие современным запросам отечественного рыбохозяйственного комплекса.

14 февраля участники совещания обсудят изменения в организации образовательного процесса в связи с ведением ФГОС специальностей по ТОП-50, а также создание на базе отраслевых образовательных организаций Росрыболовства центров опережающей профессиональной подготовки.