13-14 февраля впервые в Санкт-Петербурге собрались высшие учебные заведения и средние специальные профессиональные организации Росрыболовства, чтобы обсудить развитие трудового потенциала рыбохозяйственного комплекса.

Во второй день совещания участники совещания рассмотрели вопросы реализации программ среднего профессионального образования, которые разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) по ТОП-50 перспективных профессий. Список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования, сформирован в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 831 от 2 ноября 2015 года. Как отметила декан факультета среднего профессионального образования Астраханского государственного технического университета Ольга Ткаченко, и хотя в списке нет рыбохозяйственных специальностей, но вся система образования движется к тем стандартам, которые предусмотрены при подготовке специалистов по этим направлениям.

Представители образовательных организаций высказали свои предложения по реализации образовательных программ в соответствии со стандартами ТОП-50.

В рамках встречи с образовательными организациями Росрыболовства озвучена проблема прохождения стажировки преподавательского состава на рыбопромысловых судах и необходимости решения этой важной задачи.

Управление науки и образования Росрыболовства взяло на себя обязательство по составлению программы модернизации материально-технической базы.

Ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Волкогон обратил внимание на то, что не нужно буквально копировать стандарты Worldskills, а нужно готовить свое видение, стандарты, методики экзаменов по своему профессиональному направлению.

О трудностях реализации основных образовательных программ в процедуре государственной итоговой аттестации, касающиеся демонстрационного экзамена рассказала заместитель директора Судомеханического техникума ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» Галина Химченко. В 2019 году 224 образовательных организации, из них 5 организаций высшего образования приняли участие в демонстрационном экзамене. 35 образовательных организаций проводили демонстрационный экзамен по нескольким профессиям.

Докладчик указала, что необходима проработка финансово-правового механизма взаимодействия с работодателями с целью укрепления деловых связей для проведения демонстрационного экзамена, а также информирования средних специальных профессиональных образований (СПО), подведомственных Росрыболовству о возможности направления молодых кадров из ВУЗов в СПО.

Владимир Волкогон отметил, что нам нужно объединиться с Министерством транспорта РФ для решения задачи проведения демонстрационного экзамена при государственной итоговой аттестации с использованием тренажерной техники, входящей в международный перечень. Это позволит сэкономить значительную часть средств на материальное техническое обеспечение ГИС.

Декан факультета среднего профессионального образования Астраханского государственного технического университета Ольга Ткаченко высказала мнение о том, что площадка для проведения демонстрационного экзамена должна быть своя у каждого ВУЗа. «Мы подберем самостоятельно кадровый состав, но для этого необходимо создать общую базу экспертов», — сказала она.

В ходе совещания было принято решение, что единую базу экспертов будет вести Центр по обеспечению деятельности РХ ФУМО СПО.

О создании на базе отраслевых образовательных организаций Росрыболовства центров опережающей профессиональной подготовки рассказал директор Волго-Каспийского морского рыбопромышленного колледжа Александр Хромов.

«Отраслевые центры опережающей профессиональной подготовки могут осуществлять деятельность по следующим группам компетенций: информационные и коммуникационные технологии, производство и инженерные технологии, транспорт и логистика, сфера услуг, новые и вводимые компетенции», — сказал Александр Хромов.

«Обязательно нужно определиться с перечнем профессий, согласовав его с рыбопромышленными компаниями и у них же запросить перечень, требуемых компетенций с учетом переоснащения флота», — сказал заместитель главы Росрыболовства Петр Савчук.

Директор центра по обеспечению деятельности рыбохозяйственного ФУМО СПО ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» Елена Соколова доложила об информации научно-методического совета по рыбному хозяйству Федерального учебно-методического объединения в системе среднего профессионально образования.

Петр Савчук, заслушав доклад, поручил Центру использовать более современные методики на примере уже используемых автоматизированных систем трала.

«Сегодня перед образовательными организациями Росрыболовства стоит государственная задача – учить молодых людей и результатом этой работы будет обеспечение квалифицированных кадров в сфере рыбохозяйственного комплекса, которые в дальнейшем будут работать на обновленном отечественном рыбопромысловом флоте», — сказал он.

Подводя итоги совещания, заместитель главы Росрыболовства Петр Савчук отметил, что подобные совещания необходимо проводить на постоянной основе в разных регионах России.