В августе 2007 года, ровно 3 года назад, состоялось заседание Президиума Госсовета в Астрахани. Именно тогда, на наш взгляд, был определен вектор развития отечественного рыбохозяйственного комплекса, когда из малозаметной ветви сельского хозяйства, рыболовство стало одним из приоритетных и, главное, развивающихся отраслей экономики.

В результате реализации решений, принятых на астраханском Госсовете, рыболовство совершило резкий рывок вверх, показав в прошлом году лучший результат за последние 7 лет. Так, решение об обязательной доставке всего улова и продукции из водных биоресурсов, выловленных в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на российскую таможенную территорию, позволило сделать работу отрасли прозрачнее, получить внятную статистку и, можно сказать, отделить зерна от плевел. То есть понять, где же у нас рыбаки, а где – браконьеры. Этому же способствовало выполнение поручения по созданию отраслевой системы мониторинга, результатами которой успешно пользуется не только Росрыболовство, но и ФСБ, что помогло существенно сократить нелегальную добычу биоресурсов. При этом введен запрет на использование судов, не находящихся в собственности российских пользователей. К сожалению, данная мера на Госсовете обсуждалась только для исключительной экономической зоны России, а в итоге была введена для всего Мирового океана. Росрыболовством подготовлены соответствующие изменения в законодательство, которые были поддержаны Правительством, но пока они не прошли рассмотрения в Государственной Думе.

Успешно выполняется поставленная Госсоветом задача по заключению соглашений со странами-импортерами российских морепродуктов в рамках борьбы с ННН-промыслом. На Северной Атлантике у нас действует жесткий порт-контроль в рамках НЕАФК.

Недавно норвежский министр рыболовства и береговой администрации Лизбет Берг-Хансен поблагодарила Россию за сотрудничество в области рыболовства. Согласованные усилия российских и норвежских властей позволили прекратить незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел трески в Баренцевом море. По ее словам, в 2009 году незаконного промысла трески в бассейне Баренцева моря вообще не обнаружено. Сейчас, к слову сказать, запас этой породы в Баренцевом море самый устойчивый и здоровый в мире. Он обеспечивает хорошую прибыль для российских и норвежских рыбаков. Мы уверены, причины увеличения численности рыбы в том, что в последние годы прекращен промысел мелкой трески и ограничена добыча мойвы, которая является для трески основной кормовой базой.

В прошлом году подписано прорывное соглашение по предотвращению ННН-промысла с Республикой Корея. С 15 июля 2010 года это соглашение начало работать. Кроме того, Россией подписано соглашение о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла, принятого ФАО. Разработано и проходит согласование соглашение с Канадой. В 2009 г. подписан Российско-Японский межправительственный меморандум о готовности к разработке Соглашения по борьбе с ННН-промыслом. Аналогичный меморандум находится на рассмотрении с Китайской Народной Республикой, и мы планируем его скорейшее подписание.

Кардинальные изменения в рамках поручений произошли в работе отраслевой науки. В соответствии с изменениями в Закон о рыболовстве рыбохозяйственная наука была переведена на бюджетное финансирование. При этом было в сотни раз по отдельным бассейнам сокращено ресурсное обеспечение исследований, а высвобожденные объемы были переданы в промышленность. В то же время из первоначально запланированных на финансирование науки 6,8 млрд. руб. в 2009 году было выделено 4,4 млрд. руб., которые из-за кризиса в результате секвестра превратились в 3,2 млрд. руб. Однако необходимо отметить, что, невзирая на явное недофинансирование, наши институты все равно остаются лидерами в изучении биоресурсов и не только в России, но и за рубежом.

Снижение различных административных барьеров, налаживание работы Росрыболовства, законодательно принятый принцип долгосрочного закрепления долей и рыбопромысловых участков позволили отрасли выбраться из затяжного кризиса и начать уверенный рост.

Суммарный вылов в 2009 г. превысил 3,8 млн. тонн. Как и в предыдущие годы после распада СССР, когда отечественный флот резко снизил свое присутствие в конвенционных районах и в зонах иностранных государств, большая часть нагрузки пришлась на исключительную экономическую зону и внутренние воды Российской Федерации. Основной вклад в суммарную добычу в морских водах традиционно внес Дальневосточный бассейн. Вылов рыбаками этого региона в 2009 г. превысил 2,2 млн. т. Ощутимый рост показали также предприятия Северного и Западного бассейнов, увеличился вылов рыбы во внутренних водоемах страны. В то же время произошло снижение российской добычи за пределами ИЭЗ России, в том числе и предприятиями дальневосточного региона. Но и в этом направлении в текущем году наметился положительный тренд.

Одним из важнейших решений Госсовета было внесение изменений в законодательство, направленные на снижение числа видов регулируемых через ОДУ, а также переход к оперативному регулированию добычи лососей. Эти поручения были полностью выполнены, и результат не замедлил сказаться.

В Дальневосточном бассейне в 2009 году вылов не квотируемых объектов (без лососей) составил 146,2 тыс. тонн, что в 1,6 раза превысило их освоение в 2008 г., когда эти виды квотировались. Наиболее показательны в этом отношении следующие цифры: рост вылова скатов составил по сравнению с предыдущим годом в 2-5 раз, добыча камбал в отдельных подзонах увеличилась в 1,5-2 раза. В Южно-Курильской зоне в 2009 году вылов лемонемы составил 891 тонну при полном отсутствии ее промысла в 2008 году.

Были в прошлом году поставлены и настоящие рекорды. Так, по итогам прошлого года вылов тихоокеанских лососей составил 538 тыс. тонн, что стало максимальным значением за всю историю отечественного лососевого промысла. Кроме крайне благоприятного сочетания биологических условий, в результате чего были колоссальные подходы лососей в реки, ключом к такому успеху стала организация промысла на совершенно новой основе, а также тесное взаимодействие всех заинтересованных органов исполнительной власти.

В текущем году рыбаки взяли еще больший разгон. Конечно, говорить о каких-то итогах еще рано. Но на начало второго полугодия опережение по вылову составляло порядка 200 тысяч тонн по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Четный, «негорбушевый» год внес, конечно, свои коррективы. Однако Росрыболовство и не рассчитывало на большие подходы лосося, поэтому ставка была сделана на совершенствование организации других видов промысла. В первую очередь это было сделано за счет своевременного выхода приказов, регламентирующих вылов. В результате проведенной работы впервые за последние годы рыбаки получили возможность осуществлять промысел практически во всех районах уже с 1 января 2010 года. В последующем мы намерены неукоснительно обеспечивать своевременный выход российских судов на промысел. Таким образом, внеся изменения в нормативную правовую базу, наладив систему организации внутренней работы в управлениях для своевременного выхода приказов и введя механизм оперативного регулирования промысла неквотируемых видов, Росрыболовство обеспечило прирост вылова в соответствии с базовыми показателями Федеральной целевой программы.

Надо сказать, что не все поручения Госсовета были полностью реализованы. Часть из них была впоследствии изменена, а по некоторым мы даже получили совершенно иные установки. Например, Росрыболовству было поручено проработать вопрос регулирования вылова за счет сбалансированности ресурсной базы и добывающих мощностей. Принятый принцип долгосрочного закрепления долей вместе с выведением почти 60% всех объектов из перечня квотируемых позволил на настоящий момент создать систему соответствия флота и ресурсов в российских водах. Однако полученное нами в этом году поручение по введению «квот под киль» для обеспечения загрузки российских верфей перечеркивает основу Закона о рыболовстве и может привести к чрезмерной нагрузке на основные промысловые популяции и к дисбалансу флота и ресурсной базы.

Говоря о будущем, Правительство поставило перед нами довольно сложные задачи по обеспечению роста вылова и внутреннего потребления. В 2010 году, в соответствии с ФЦП, российский вылов должен составить 3,8 млн. тонн. Данный показатель будет достигнут и, скорее всего, даже превышен. Вылов в 2011 году в соответствии с индикаторами ФЦП должен составить 4 млн. тонн, в 2012 году – 4,3 млн. тонн, в 2013 году – 4,7 млн. тонн. Встает вопрос: за счет чего могут быть выполнены указанные показатели. Новых ликвидных ресурсов для обеспечения такого роста в наших водах не появится, работа флота во многих районах Мирового океана становится все более затруднительной. Революционных изменений в действующем законодательстве в ближайшее время также не предвидится. Во всяком случае Росрыболовство выступает за то, чтобы в ближайшие годы Закон о рыболовстве претерпевал бы минимальную трансформацию. Данное решение обусловлено желанием установить для рыбаков стабильные условия работы и дать им возможность строить долговременные планы развития бизнеса. Однако нами подготовлен ряд поправок, которые, не меняя в принципе закон, исправляют выявленные за последние годы недоработки. Данный законопроект в начале февраля был направлен Правительством в Государственную думу, но не был рассмотрен в весеннюю сессию. Необходимо отметить, что принятие этих поправок позволит урегулировать такие важные вопросы, как многоцелевое использование рыбопромысловых участков, вопросы оперативного регулирования рыболовства, государственного контроля и надзора и усиление административной и уголовной ответственности за нарушения.

При этом работу в этой области мы сворачивать полностью не собираемся. Совместно с ассоциациями рыбаков Росрыболовство постоянно прорабатывает меры по стимулированию процессов обновления российского флота. Причем наша позиция тут строится не на административных воздействиях, которые могут привести к сворачиванию положительных тенденций, наблюдаемых в отрасли, а на проработке мер экономического характера. И тут одним из основных стимулов может стать внедрение механизма вторичного оборота долей, в том числе использование их в качестве залога при строительстве флота.

Подводя итог, хочу отметить, что рост российского вылова и производства продукции возможен в будущем, в первую очередь, за счет перехода от экстенсивного и инерционного развития к инновационному. При этом, наращивая вылов, мы должны обеспечить в обязательном порядке следующие условия:

  • безусловный приоритет стратегии долгосрочного неистощительного использования ресурсов на основе научно обоснованных рекомендаций;
  • максимально жесткое противодействие ННН-промыслу и легализации незаконно добытых водных биоресурсов и продукции из них;
  • обеспечение качества безопасности рыбной продукции, поставляемой на российский рынок.

С учетом этих базовых требований, развитие рыбохозяйственного комплекса России должно происходить за счет модернизации и обновления рыбодобывающего флота путем экономического стимулирования этого процесса. Это позволит рентабельно осваивать не только высоко ликвидные виды, которые и сейчас выбираются практически полностью, но и использовать значительный, уже разведанный резерв водных биоресурсов в наших водах, а также вернуться в районы Мирового океана, оставленные после развала СССР.

Другая точка роста, на наш взгляд, – аквакультура. В настоящее время функции в области регулирования аквакультуры переданы Росрыболовству. На финальной стадии находится и подготовка Закона об аквакультуре. Понятно, что климатические условия нашей страны, на первый взгляд, не способствуют этому виду деятельности. На фоне правового вакуума в отечественной аквакультуре преобладают технологии экстенсивного и полуинтенсивного выращивания пресноводных объектов (карп и растительноядные рыбы), что не позволяет удовлетворять существующие потребности. Важно учитывать, что хотя Россия не может соревноваться с мировыми лидерами в производстве семги, креветок или моллюсков, но в нашей стране имеются хорошие условия для выращивания, например, сиговых видов рыб, форели, а достижения отечественной марикультуры по выращиванию трепанга вообще уникальны. Следует отметить, однако, что аквакультура невозможна без современных технологий и разработок, а, соответственно, без финансирования. Однако передав нам полномочия по этому направлению, нам не передали выделяемые для этих целей бюджетные ассигнования.

В целом же хочу отметить, что бизнес уже отреагировал на изменения правового поля и работы ведомства. Долгосрочное закрепление долей и рыбопромысловых участков дало толчок строительству новых перерабатывающих заводов на Камчатке, на Сахалине, компании стали вкладываться в модернизацию судов, устанавливая на них оборудование для глубокой переработки уловов. Процесс пошел, и тут надо не только помочь рыбакам соответствующими изменениями в нормативной базе, но важно также не задушить начавшийся рост плохо проработанными решениями.

РИА Fishnews.ru

Август 2010 г.