По мнению премьер-министра Владимира Путина, в вопросе обновления рыбопромыслового флота нельзя допускать перекосов и попыток решить проблемы одной отрасли за счет другой.

Итоги совещания в Петропавловске-Камчатском корреспонденту РИА Fishnews.ru прокомментировал председатель Союза рыбопромышленных предприятий и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко.

– В течение трех лет – после совещания в Астрахани в августе 2007 г. – о рыбной промышленности нельзя сказать, что она обделена вниманием властей, напротив, к ней проявляют повышенное внимание. В Астрахани были приняты решения, которые стали фундаментом существующего законодательства. За это время решена масса вопросов в части постановлений Правительства и приказов Росрыболовства, которые в общем-то регламентировали всю дальнейшую деятельность, и, как выразился на совещании Андрей Крайний, осталась только настройка этого рабочего инструмента. Создана комиссия, которую возглавляет Виктор Зубков, постоянно действующий орган, который отслеживает ситуацию и реагирует на ее изменения. В этом году Председатель Правительства провел встречу с рыбаками в Мурманске и на Камчатку прилетел – так что повышенное внимание чувствуется.

Как отметил на совещании Владимир Путин, отрасль откликнулась на этот позитив в части роста объемов добычи и выпуска продукции. В этом году темпы роста не снижаются, наоборот, по сравнению с прошлым годом даже увеличиваются. Но есть ряд вопросов, которые на постоянном контроле и переходят из совещания в совещание. Это и рыбные рынки, и вопросы таможни, ветеринарного контроля, избыточных контрольных функций Пограничной службы, береговой переработки, логистики по продвижению товаров в Россию – все эти вопросы председатель правительства обозначил в теме вчерашнего совещания.

Накануне Владимир Путин побывал на встрече с капитанами судов, они задавали ему вопросы, и на совещании он уже частично озвучил принятые по ним решения. Например, по его словам, закрыт вопрос по ветеринарному контролю: функции, которые были у Россельхознадзора, перейдут в Федеральное агентство по рыболовству. Так что от района промысла до берега контроль качества рыбы лежит на Росрыболовстве, а от берега до потребителя – это Роспотребнадзор. Другой вопрос, который необходимо рассмотреть, это таможенные сборы по продукции, доставляемой из экономзоны. Это никуда не гоже: практически везем свою рыбу к себе же, и за это еще платим сборы. В процессе обсуждения таможенная служба предлагала подождать выхода нового Таможенного кодекса, в связи с созданием Таможенного союза, однако премьер сказал: «Не будем тянуть. Давайте это сделаем постановлением правительства».

Серьезным вопросом из тех, что рассматривались, было строительство флота и отечественные судоверфи. По этому вопросу вышел небольшой спор между ОСК (их видение – это квоты под киль) и рыбаками. Тут ведь как получается: больше всего заинтересованы в строительстве флота рыбаки, и в то же время создается впечатление, что мы «против». Мы пытались донести, что мы не «против» и понимаем стержневую линию государства по судостроению, потому что судостроение – это не только сам корпус и металл, а это и механизмы, и средства связи, и промысловое оборудование, это целый комплекс производств, как и в авиации. Мы высказали свое мнение против подхода «квоты под киль».

В частности, я сказал: «Давайте поставим этот вопрос по-другому: «киль под квоты». Только где эти кили? Сначала надо предложить кили, а квоты-то у нас есть. А отечественной судостроительной промышленности хватит работы только на замене флота – нам надо его менять». Владимир Путин принял мудрое, на наш взгляд, решение, чтобы в угоду одному ведомственному направлению не ослабить второе – рыбную промышленность. Он предложил создать программу отечественного судостроения, в которой должны быть прописаны ясные и понятные механизмы, в том числе и по финансированию, чтобы соблюдалась конкуренция и не было перекосов.

Нас-то, рыбаков, уговаривать по части строительства и модернизации флота абсолютно не нужно. Мы только «за», но сам подход должен быть понятным, ясным и прозрачным и нельзя нарушать самого главного, за счет чего мы сегодня показываем результаты – стабильности законодательства и понятной политики государства по отношению к ресурсам и рыбакам. Мы говорим: «Давай нам киль, то есть конкретный пароход такого-то качества, такой-то мощности, а квота для того, чтобы его окупить, у нас уже есть. Да скажите, где эти кили, мы в очередь станем!» Вот это наш подход.

По словам Сергея Тимошенко, в целом рыбаки удовлетворены тем, как прошло совещание. Им импонировала дотошность главы правительства: Владимир Путин не пропускал ни одного вопроса, докапываясь до сути с участием всех заинтересованных сторон и выслушивая все аргументы. «Это не говорит о том, что все проблемы будут решены уже завтра, но мы надеемся, что, в конечном счете, какое-то решение будет найдено», – отметил собеседник агентства.

РИА Fishnews.ru