Увеличение объемов поставки качественной рыбы и морепродуктов населению может быть обеспечено как наращиванием состава рыбопромыслового флота, мощностей по хранению и переработке, так и путем сокращения потерь при заготовке и доставке рыбы в портовые и материковые холодильники, а затем и на прилавок покупателю. Все это возможно только с использованием холода и холодильных технологий во всех звеньях единой холодильной цепи от вылова до потребителя.

В настоящее время холодильные мощности рыбопромышленного комплекса на 74% сосредоточены на рыболовном флоте, около 17% -на береговых холодильных комплексах и остальное — на материковых объектах.

Проблемы холодообеспечения рыболовного флота

Судовое технологическое холодильное оборудование представлено скороморозильными аппаратами воздушной заморозки, чаще — аппаратами контактного плиточного типа, льдогенераторами, камерами хранения и заморозки, грузовыми холодильными трюмами и системами кондиционирования.

Судовое холодильное оборудование характеризуется крайней степенью физической и моральной изношенности. В разряде надежного и годного к использованию находится 15-20%.

Подписание Россией Монреальского и Киотского протоколов в отношении озоноопасных и «парниковых» веществ, а также необходимость соблюдения Конвенции МАРПОЛ по предотвращению загрязнения атмосферы с судов создало особую ситуацию в выборе оборудования под разрешенные к использованию хладагенты.

Все действующее судовое холодильное оборудование работает на фреонах R22, R 134A или аммиаке, частично на R404A, редко — на запрещенных хладонах 12 и 502.

Правилами Морского Регистра России для вновь строящихся судов допускаются к применению фреоны R22, R134, аммиак и двуокись углерода.

Разрешение на использование R22 и R134А действует только до 2020 года, т. е. еще 9 лет, а срок службы судов ‑ 25 лет. После 2020 года необходимо переходить на другие фреоны или на аммиак, а это потребует значительных финансовых затрат.

В связи с изложенным, заказчикам рыбопромысловых судов следует очень внимательно отнестись к проектированию судовых холодильных систем.

Береговые и материковые холодильники

По состоянию на 2012 год рыбохозяйственный комплекс располагает специализированными холодильными мощностями для хранения 500 тыс. тонн рыбы и рыбопродуктов. В том числе относительно пригодными для эксплуатации являются емкости объемом 300 тыс. тонн хранения. Это портовые рыбные холодильники и специализированные хладокомбинаты в регионах России, имеющие, как правило, цеха для рыбопереработки (Коломенский, Хомяковский в Тульской области, московские: Портхладокомбинат и Меридиан, Сергиево-Посадский и др.).

Эти холодильники построены 50—70 лет назад. Их общим недостатком является не соответствие современным требованиям по складской логистике и предельный износ холодильного оборудования (70-80%).

Действующие холодильники и хладокомбинаты не в состоянии обеспечить нарастающую потребность производителей рыбопродукции и торговых операторов. Дефицит морозильных мощностей для хранения и переработки рыбы оценивается ориентировочно в 600-700 тыс. тонн.

Кроме того, сложившееся распределение складов с холодильным хранением по территории России не учитывает специфическую логистику рыбной отрасли.

Из приведенной диаграммы видно, что на основной рыбоперерабатывающий регион – Дальневосточный федеральный округ – приходится лишь 6% холодильных мощностей. Такое положение не позволяет обеспечить в достаточной мере компенсаторную роль портовых и береговых холодильников дальневосточного побережья.

На магистральных путях поставки основных объемов рыбопродукции вглубь страны (Западная Сибирь, Красноярский, Пермский и Алтайский края, Иркутская и Кемеровская области, Уральский, Центральный и Южный регионы) практически отсутствуют специализированные склады-холодильники для рыбы.

Расчет ориентировочной грузовой емкости холодильников, отвечающей перспективному росту добычи и потребления рыбопродукции, необходимых для хранения в портах Дальнего Востока и по пути следования от Владивостока до Урала, приведен в таблице на слайде 4. Также указаны ориентировочные сведения по необходимому энергопотреблению для генерации искусственного холода.

Исходя их объема импортируемой и добытой рыбы в Северном, Западном, Каспийском и Южном бассейнах в таблице на слайде 5 приведены результаты расчетов потребностей в холодильных мощностях по основным регионам и портам европейской части России, а также необходимое энергопотребление для генерации искусственного холода.

Объемы строительства холодильных емкостей в основных рыбодобывающих и материковых регионах страны, приведенные выше, следует рассматривать как перспективные.

Предложения по местам первоочередного строительства холодильников в портах и материковой части страны представлены в таблице на слайде 6.

Как видно из таблицы, основной акцент при выборе мест строительства сделан на портовые холодильники, обеспечивающие прием, хранение и равномерную поставку рыбы в материковую часть страны.

Рефрижераторный и автомобильный транспорт

В 2011 году количество действующих рефсекций в России не превышало 700. Их число с каждым годом уменьшается из-за выработки ресурса.

К 2015-2016 годам закончится срок эксплуатации всего существующего рефрижераторного железнодорожного транспорта. По некоторым оценкам дефицит железнодорожного рефрижераторного транспорта в России составляет 20% и с учетом его выбывания по старости и износу к 2013 году он достигнет 40% и более.

Серийное производство рефсекций и рефвагонов, вагонов-термосов, рефрижераторных и изотермических контейнеров, учитывающих динамические нагрузки, действующие на российских железных и автомобильных дорогах, а также большой перепад температур, в России практически не ведется.

Удовлетворяя спрос (до 200 тыс. единиц в год) на специальную контейнерную технику, в Россию пришли китайские производители и такие фирмы как Кариер, Саброе, Термокинг и другие.

При этом российские операторы зачастую приобретают и используют бывшую в употреблении технику зарубежного производства.

Вместе с тем в России имеется богатый опыт научной работы и серьезный производственный потенциал, позволяющий наладить отечественное производство специального транспортного холодильного оборудования для перевозки скоропортящейся продукции.

Выводы и предложения

Наблюдаемый подъем рыбохозяйственной отрасли не подкреплен современной инфраструктурой холодильной цепи от вылова и переработки до прилавка.

Все звенья поставки рыбы и морепродуктов населению испытывают острый дефицит холодильных мощностей. Он с особой наглядностью проявляется в путину.

Кризисную ситуацию можно решить путем организации реального строительства рефрижераторного флота, береговых и материковых холодильных комплексов, а также рефрижераторного железнодорожного и автомобильного транспорта с использованием рефконтейнеров.

Все указанные меры неизбежно требуют разработки в Федеральной целевой программе по развитию рыбохозяйственного комплекса Подпрограммы совершенствования холодильной цепи с привлечением для ее реализации частного капитала на базе частно-государственного партнерства. Государственное участие возможно в части льготного субсидирования и кредитования, адресной таможенной и тарифной поддержки, облегчения решения земельных и инфраструктурных вопросов, а также в разработке и реализации доступных лизинговых схем.

Организационную часть процесса и саму его реализацию разумно также аккумулировать в Федеральном агентстве по рыболовству России с привлечением Россоюзхолодпрома.

В холодильной отрасли и, в частности, в составе Россоюзхолодпрома, имеются конструкторские силы, технологические, технические, и организационные возможности для решения этой задачи.