
27 июля в 10.00, приняв на борт марокканского лоцмана, барк «Седов», осуществляющий на 91 году жизни свою первую кругосветку, зашел в порт Касабланка. В строгом соответствии с планом перехода на День ВМФ – 29 июля — была намечена смена курсантов и трейнизов – иностранных и отечественных гостей, готовых бесконечно долго стоять за штурвалом, лазать по вантам и вообще всячески подчеркивать свою любовь к морю, парусу, а главное, к их любимцу – «Седову». И таких, поверьте, немало!
Парусники Росрыболовства неизменно, куда бы они ни пришли, становятся центром внимания любого парусного действа. И не только потому, что они самые крупные в мире. По словам одного из таких энтузиастов, германского
И курсанты, превратившиеся за два с половиной месяца пребывания на «Седове» в уверенных в себе «марсофлотов», не только могут это подтвердить, но и, безусловно, запомнят «седовскую» практику навсегда. Позади бесконечная вереница парусных авралов, карабканье по вантам, величественная картина безбрежного моря, открывающаяся с салинга, и зыбкая опора унтерперта при работе на реях… а впереди — интереснейшая морская жизнь, в которой появилась важнейшая точка отсчета…
После парада парусов – финального аккорда грандиозного фестиваля «Салюты Бреста – 2012» пути «Седова» и «Крузенштерна» разошлись. Первый продолжил свою кругосветку, а второй сначала отправился на ежегодный парусный фестиваль в Дуарнене, а затем на регату «Tall Ships’ Races» в Лиссабон. Западный ветер начал отходить к северу и «Седов», постепенно сменив косые паруса на прямые, весело заскользил по непривычно спокойному Бискаю, известному своим коварным норовом.
Однако со временем ветер скис и, грозя окончательно порушить устоявшуюся репутацию, Бискайский залив стал напоминать зеркальную гладь, лишь изредка нарушаемую спинами китов, косаток и юрких дельфинов. Впрочем по ночам луч прожектора, нацеленный в воду, несколько расширял ассортимент обитателей моря. На поверхность выскакивали кальмары и даже летающие рыбки, далекие от того, чтобы, взлетев, плюхнуться на палубу, как это предрекали опытные моряки. Они лишь лениво перебирали
«Видать, время еще не пришло, вот ближе к экватору они нам еще покажут класс пилотажа», — поясняли аксакалы моря, способные, не задумываясь, объяснить любое явление природы…
Морская служба немыслима без памятных ритуалов. Утром 21 июля «Седов» подошел к точке, где была затоплена капсула с прахом его первого советского капитана Петра Сергеевича Митрофанова, своей кипучей энергией буквально вернувшего к жизни не только «Седов», но и «Крузенштерн». Полученные по репарациям, разумеется, под другими именами, германские парусники оказались в трудном положении. Ремонт ремонтом, но опыта эксплуатации подобных кораблей в СССР ни у кого не было. Назначенный в 1948 году молодой
Все, кто знал капитана Митрофанова, запомнили его заядлым курильщиком. Каково же было удивление моряков, выполнивших свою печальную миссию, когда день спустя прямо по курсу было обнаружено огромное количество плавающих коробок с… сигаретами. Иных трактовок, кроме благодарности покойного капитана за точно выполненный последний приказ, моряки не нашли…
И вот 20 лет спустя на «Седове» приспущен флаг, а на воду опустился венок… И, вновь мистика, не прошло и пары часов, как экипаж вновь почувствовал поддержку старого капитана. Не особенно сильный, но устойчивый норд разогнал парусник до 10 узлов, позволив за сутки значительно опередить расчетную точку. Чистый фордевинд – мечта для парусника с прямым вооружением. На мачтах – полный комплект! Снасти обтянуты, на парусах не морщинки. Стремительно несемся на юг, рассекая лазурь стальным форштевнем. Пасмурная брестская неделя сменилась безоблачным упоением морской стихией. Привлеченные солнцем на палубе то и дело появляются бледные курсантские тела. Ребята пытаются наверстать упущенное,
Иностранные
Среди трейнизов, как повелось, преобладают немцы, но в походе до Касабланки на борту находятся швейцарцы, парочка канадцев, австриец
Не обошлось и без
-
Дяденька, а что это за красивая рыбка гуляет за бортом? Сама
золотисто-зеленая , а хвост – желтый? -
Корифена, Андрюша!
Можно быть уверенным, что редкостное название прочно отпечаталось в мальчишеской головке, и он обязательно разыщет ее в энциклопедии, вернувшись в Ростов.
Однако время неумолимо. Рано утром 29 июля к борту «Седова», стоящего у пассажирского причала в Касабланке, подкатили три автобуса с новыми курсантами — будущими моряками Федерального агентства по рыбной ловле Российской Федерации общим числом 102. Это значит, что в 14.00 такое же число их собратьев, уже опытных, в меру просоленных «морских бродяг», покинет борт и отправится на родину. Им будет что вспомнить… Увы, борт покидают и несколько наших друзей: фотографов и журналистов. Для некоторых из них это стало неожиданностью. Жизнь, как всегда, остается полной загадок…
А завтра утром «Седов» отправится через Атлантику в бразильский порт Ресифи. Одним словом, понедельник – день тяжелый, а график плавания остается незыблем.
В следующем выпуске читайте о беглых впечатлениях об экономической столице королевства Марокко – древнем порту Касабланка… Поистине городе контрастов, 10-миллионном мегаполисе, растянувшемся вдоль роскошного атлантического пляжа на 55 километров. Сейчас
Фото Сергея Быстрова и Валерия Василевского