Часть пути летнего рейса барка «Крузенштерн» на борту легендарного парусника прошел режиссер Юрий Грымов. Впечатлениями о морском походе он поделился на страницах своего интернет-блога.

Волею судеб
июля 8, 2012

Будете смеяться, но пост я хочу назвать: «Волею судеб…». Позднее поймете, почему.

Извините, что пишу редко. В мое понятие публичности не входят такие подробности: кто что ел в ресторане, как чихал и на что наступал. Стараюсь вести дневник, фотографировать, описывая действительно интересные события…

Мало кому об этом говорю (возможно, боюсь сглазить): мне бы хотелось снять патриотическое кино. Есть такие понятия: честь, любовь к родине. Это не громкие слова, это настоящие чувства, и про это стоит снимать современное кино.

Прямо сейчас я плыву на гигантском четырехмачтовом барке «Крузенштерн». Это самый большой российский парусный корабль. Буквально только что, в пять часов по местному времени, мы вышли из порта Бремена (Германия). Направляемся в город Брест (Франция).

Приступать к написанию сценария про первое российское кругосветное плавание (кругосветку Крузенштерна), не пройдя на паруснике с настоящими боцманами и матросами хоть несколько недель, – невозможно. Так что – мы плывем. Это первый пост моего дневника. Буду держать вас в курсе.

P.S. Ждем, когда нас догонит парусник «Седов». Договорились с капитаном: будут маневры.

Парусный аврал! Или кино 10D
июля 13, 2012

Слава Богу, шторм – вещь не вечная, и как-то, сидя с капитаном в кают-компании, я заметил стопку DVD-дисков. И, конечно, меня не удивило, что большинство фильмов были про море.

Решил посмотреть фильм «Хозяин морей: На краю Земли» Питера Уира. Я испытал ощущения, несравнимые ни с одним кинотеатром. Наблюдая за парусным кораблем в фильме, я слышал, как посвистывает ветер в иллюминаторе, поскрипывает палуба МОЕГО корабля, который, разумеется, шел под небольшим, но постоянным креном. Морской воздух, трепетания парусов, качка, и… морские приключения начала XIX века.

В фильме началось сражение. Пальба, крики, неожиданно включилась сирена, по потолку затопало множество ног. Стоп! Это у нас завыла сирена! Выбегаю на палубу, все матросы построены, спрашиваю одного из пробегающих матросов: «Что случилось?». «Парусный аврал».

И дальше начинается самое интересное. «Парусный аврал!» – это команда, по которой производят корректировку рей по ветру и установку парусов.

Я словно очутился в парусном театре, где есть режиссеры, актеры, зрители, есть даже хор, и самое эффектное, что все стоят с задранными вверх головами. И дует ветер, и всю «декорацию» постоянно покачивает. И все 100 человек одновременно, по команде, приходят в движение. Матросы тянут канаты, карабкаются по мачтам, словно муравьи, облепившие веточку дерева.

Но главную партию исполняет боцман. Как вы понимаете, он не говорит: милостивый государь, не могли бы вы, молодой человек, потянуть чуть-чуть, вот за этот канат, на себя, пожалуйста! Он вдохновенно отдает команды: зычно, усиливая посыл руками, подкрепляя жестким словцом. Он настолько одухотворен своей партией, что его не существует, – он растворился в энергии, которую вложил в слова, которые немедленно превращаются в действия. Он – вдохновенный певец, исполняющий свою партию, с задранной вверх головой.

P.S. Плавая на барке вот уже несколько дней, и постоянно присутствуя на парусных авралах, я заметил, что у меня начала побаливать шея.

3-й день похода
июля 12, 2012

Определенно, чтобы назвать такое времяпрепровождение приятным, нужно быть одержимым!..

Барк перевернул все мои представления о походе с ног на голову (в прямом и переносном смысле). Самым важным, чтобы не сойти с ума, оказалось простое человеческое желание «а поговорить?» Сегодня кругосветное плавание занимает 13-14 месяцев, Крузенштерн плыл 3 года. И я уже не говорю про телефонную связь и Интернет.

Полтора дня мы идем в шторме с волнением моря 7-8 баллов (при том, что 10 баллов – это максимум). Сказать: трындец! Ничего не сказать.

Во время «затишья» я вышел на нос корабля, чтобы более ли менее спокойно поснимать. Но, как оказалось, затишье это было перед бурей, перед самым сильным взлетом и падением. Как в кино, нос сначала задрался до небес, потом бушприт («передняя острая мачта») проткнул волну, затем нос резко ушел вниз, и меня накрыло волной в полный рост. Стою, оцепеневший, сжимая фотоаппарат, мокрый до трусов.

И вдруг… слышу усиливающийся звон. Я был в полной уверенности, что мне залило уши, но звон все усиливался. И потом я понял: это «звенят» снасти на корабле, которыми корабль опутан как паутиной.

Появился боцман, и сказал: «Ну, вот, мы перешли барьер – ветер более 20 м/с. Шторм! Лучше спуститься в каюту».

В каюте, где я, как нормальный городской лох, разложил фотоаппарат, ноутбук, журналы, во время шторма каждая вещь нашла свой уголок, и стала «квадратной». Впрочем, каждый человек здесь находит свое место, в прямом и переносном смысле.

Странные и страшные ощущения происходят с организмом. Когда горизонт сначала взлетает, а потом падает, и так постоянно, и так до бесконечности, невозможно жить прежней жизнью. Это – другая планета!

И при этом, скорость движения в кругосветке в среднем 9-15 км/час. Велосипед! Который качает и колбасит так, что ты понимаешь, что жить на этой планете могут только настоящие романтики.

В Москве я давно не встречал таких людей – искренних, непритворных, живых. Капитан, боцманы, курсанты, – ими можно гордиться.

Желания и возможности редактировать текст нет, извините, что коряво.

P.S. Когда все придет в норму, появится связь, попробую написать поподробнее. Рад, что получаются хорошие фотографии.

Мелочи жизни
июля 17, 2012

Я никогда не испытывал комплекса или неудобства со своим ростом. На барке я моментально все это почувствовал. Мои 1 метр 92 сантиметра – нафиг здесь не нужны. Если вы в Москве увидите человека, который сутулится и ходит на полусогнутых, – это буду я.

За первые 3-4 дня случилось неимоверное количество ударов и шишек. Словно все вокруг говорило: Юра, ты в другом месте! Очнись! Пора меняться!

Какая прекрасная вещь – фен! Какая-то вселенская мудрость подсказала мне взять его с собой. После дождя на барке так классно сушить им ботинки! Сгорел, с…! Вот он хваленый европейский производитель, – даже неделю не смог сушить ботинки!

Мои волосы, собранные сзади в хвост, неизменно приводили меня в бешенство. Неоднократно я повисал, зацепившись за какой-нибудь фонарь. Только полубокс под машинку! FOREVER!

После всех этих мытарств я понял: у меня всего-навсего лишние 12 сантиметров, для того чтобы соответствовать стандарту моряка образца 1926 года, именно тогда был построен барк «Крузенштерн».

Незнакомая земля
июля 18, 2012

Мы дошли до Бреста (Франция). Город-порт, в котором раз в четыре года проходит парад парусов. В этом году фестиваль празднует двадцатилетний юбилей. Но об этом позже.

Я поймал себя на очень странном чувстве. Понятно, что асфальт покачивается, что качаются столы и стулья в ресторане, и всегда есть желание придержать бутылку вина, которую кто-то по неосторожности поставил на стол. Этого я ожидал.

Неожиданным оказалось то, чего я никак не мог предугадать, не мог представить. То, что любимая, долгожданная земля окажется такой негостеприимной. Видимо, я так долго ждал этого контакта, словно человек, вернувшийся из космоса, и внезапно переместившийся на надежную прочную уверенную землю, что испытал чувства первопроходца, впервые ступившего на чужую, неизведанную планету.

Теперь, после этого похода, я могу немного понять чувства людей, отправившихся в первое российское кругосветное путешествие 26 июля 1803 года. Тогда подобное плавание было сродни полету в космос. Капитан-лейтенант Иван Крузенштерн и его команда фактически не знали, что же будет там, «за углом», – на морских картах было еще достаточно белых пятен.

Земля оказалась большой, тяжелой, жестко давила на ноги, я ощущал ее плотную твердую массу. Да, она была осязаемой, но новой, чужой, не знакомой. Единственное слово, которое я могу сопоставить этому ощущению: ВДРЕБЕЗГИ. И это, между прочим, «моя родная», которая гостеприимно принимает тебя «вдребезги».

Пробыв день в городе, я вернулся на корабль. То же, знаете ли, новое для меня чувство – сопричастности к морскому братству и гордости. Корабль стоит в порту, уже выстроилась очередь из туристов, кто-то поднимается по трапу, кто-то уже ходит по палубе. Я поймал себя на мысли, что хочу, чтобы люди заметили, что я не такой же турист, как они. Я же плавал на этом барке! Я даже как то грудь расправил. Может, кепку или куртку натянуть с надписью «Крузенштерн», чтобы было заметнее?..

Далее барк направится в город Брюгге (Бельгия). И будут постоянные расставания и новые встречи с землей, чтобы опять «вдребезги».

P.S. Сегодня уже не понятно, где роднее: на качающемся барке или на устойчивой твердой земле.

Быть или казаться
июля 19, 2012

Сидя в Москве, черпая информацию в Интернете, из телевидения, прессы, понимаешь, мир намалеван страшным и пугающим: кто-то кого-то съел, в армии кого-то повесили, кого-то извращенно убили, вороватые чиновники, гламурные дивы, переходящие в оппозицию… Мозаика кошмарных фактов, вереница которых бесконечна и однообразна.

Здесь, на барке, я увидел совершенно другую вселенную. Настоящие люди, не придуманные (на контрасте с некоторыми моими московскими знакомыми – абсолютно не настоящими и придуманными). Профессионалы, которые гордятся своей родиной.

Капитан корабля Михаил Новиков – человек с большим внутренним стержнем, человек, знающий свое дело, несущий ответственность за 250 с лишним человек на борту (более того, есть полное ощущение, что он отвечает за всю страну), человек, за которым можно идти, с прекрасным чувством юмора и довольно-таки редким качеством – вкусом к жизни.

Это не те обитатели Москвы, исповедующие культ денег, с бегающими глазами, немотивированные, полные апатии, не несущие никакой ответственности за тот треп, который они произносят.

В том мире, в котором я сейчас нахожусь, четко: сказал – сделал. Это общество, которое мне близко: никто мутно не говорит, не путает, не лжет, нет ханжества, нет псевдовежливости. Это в том числе и заслуга капитана. Люди мотивированы тем, чем они заняты. Ими движет не цель куда-то дойти, стать моряками, заработать денег. Ими движет большая идея, которая их всех питает. Эта какая-то тайна, которую они все знают.

И все разговоры: не дай бог, война! а кто будет защищать страну? – естественные для Москвы, города потребления, где все разбегутся, если что случится, – невозможны здесь. Люди, которых я вижу на барке, готовы встать и решить все вопросы, способны защитить родину в один момент, и ни у кого в этом не должно быть никаких сомнений.

P.S. Уезжая из Москвы, я видел интервью Ильи Лагутенко («Мумий Тролль»), в котором он говорил, что отправляется в кругосветное плавание на барке «Седов» (такого же класса судно, как «Крузенштерн»). Нечасто бывает, что эти два судна идут вместе. Я тогда подумал, наверное, будет интересно с ним встретиться.

И когда у меня появилась возможность, во время совместной стоянки судов в Бремене (Германия), я поинтересовался: а есть ли на корабле Лагутенко? Мне сообщили, что нет. Я подумал: ну, наверное, кто-то что-то скрывает. Спустя неделю, опять же, во время совместной стоянки в Бресте (Франция), я отправился с визитом на «Седов», и, к моему удивлению, (а теперь, наверное, уже и нет), никакого Лагутенко я там не обнаружил.

Так что, все это пурга для нас, лохов, что «мумий тролль» где-то там, совершает кругосветное плавание. Все равно, что сказать, что это я совершаю кругосветное плавание, хотя я – всего лишь часть маршрута.

Поэтому мир очень слабый, а эти ребята на барке – сильные.

Морские преувеличения
июля 20, 2012

Мне сейчас трудно описать красоту и мощь российских флагманов парусного флота: «Крузенштерна» и «Седова». Буду в Москве, постараюсь передать чисто эстетические ощущения от этих двух великанов.

С «Седовым» я познакомился еще в Германии. Матрос, молоденький мальчик с ясным взором, проводил для меня экскурсию, с легким высокомерием объясняя, чем «Седов» лучше «Крузенштерна». И мне это понравилось, то, что он гордится своим кораблем.

На вопрос: почему же «Седов» лучше? – он отвечал: да у нас на полтора метра длиннее… мачта, да и корабль пошире, и мы – старше, а значит, опытнее («Седов» спущен на воду в 1921-м, а «Крузенштерн» – в 1926-м), проходы у нас попросторнее, да и вообще, мы – лучшие!

Продолжение истории заключалось в том, что при подходе к Франции должны были быть маневры. Они, к сожалению, не состоялись, – «Седов» отстал от «Крузенштерна» на 46 (!) часов. Хотя мы вышли с ним одновременно и шли в одинаковых условиях перехода.

Море расставило все по своим местам. И все разговоры, у кого длиннее, закончились, как только люди начали заниматься делом. Здесь все играет роль: точность расчета прокладки курса, учет течений, ветровый дрейф, ошибки маневрирования и т.д, и т.п.

И вот она – морская правда жизни! Они отстают на 46 часов, при равных возможностях кораблей. И по приходу во Францию, кое-кто прячет взгляды…

Очарования парусами
июля 23, 2012

Мы стоим в Бресте (Франция). В разгаре – знаменитый морской фестиваль, который проводится раз в четыре года, и в этот раз празднует свое двадцатилетие. Скажу так: люди раздражают, паруса очаровывают.

Зрелище – потрясающее. Гигантское столпотворение всевозможных парусных судов – от очень больших до очень маленьких: фрегатов, барков, бригов, бригантин, шхун, шлюпов, тендеров, парусных лодок, яхт. Великолепные фейерверки… Соревнования… Парад парусов… Представления… Концерты… Торговля…

Фестиваль представляет собой гигантский по размеру порт, в который включены пять огромных бассейнов, в которых стоят корабли от мала до велика. Колоссальная акватория, обойти которую, увидев все представленные корабли, можно, думаю, дня за три – за четыре, и то, если не делать передышек.

Больше всего меня поразило даже не многообразие парусных форм, а исключительная любовь к лодкам – абсолютный фетишизм! Подкрепленный костюмированным воссозданием эпохи, которую представляет выставленный корабль, можно увидеть, как эти люди играют на старинных музыкальных инструментах, дают представления, пьют вино и пиво, поедая скампий и устриц. И, конечно, к ним можно присоединиться.

Здесь нет дорогих, навороченных, гламурных яхт. Да, они, безусловно, прекрасны, но здесь их нет. Нет Абрамовича, нет бизнесмена, приехавшего напоить свою подружку. Они были бы здесь чужими. Здесь собрались люди, увлеченные антикварными лодками, парусными судами необычных проектов, редкими, восстановленными по чертежам парусниками.

Меня поразили тримараны. Если скрестить чайку с кузнечиком и сверху поставить гигантский парус, – получится тримаран. (Фотографии покажу позднее.) Люди передвигаются на нем по морю, перелетая с волны на волну. Они развивают невероятную скорость, практически летят, не касаясь волн, за счет несущего их гигантского паруса. Тримараны, участвовавшие в фестивале, добрались из Америки до Франции всего за сутки!

И, конечно, множество стран-участниц: Мексика, Бразилия, Индонезия, большинство Европейских стран и т.д. Россия была представлена двумя мега барками: «Крузенштерн» и «Седов», – ледоколом средних размеров и, почему-то, военным кораблем с морскими пехотинцами (больше военных кораблей на фестивале не было, так что наш был самым грозным).

Переходя от павильона к павильону, я приобрел несколько сувениров из Мадагаскара, Бали, Вьетнама. Представляю, как я раскачивающейся походкой бывалого моряка вхожу домой, с обветренным лицом, и небрежно говорю: ветерок поменялся, зашли случайно в Мадагаскар, Бали, Вьетнам… А в качестве подтверждения показываю настоящую ваниль из Бали, вышивку из Вьетнама, изделия из кости из Мадагаскара, – настоящие ремесленные поделки, не туристическую ерунду. Шутка, конечно!

Но в этой шутке юмора только наполовину, потому как (теперь я это понимаю) на море многое зависит от стихии, течений, ветра… И иногда по нескольку дней невозможно пристать к берегу, можно прийти не туда, куда планировал, опоздать на несколько суток, и т.п.

Романтика, которая нас меняет
июля 24, 2012

Лишний раз я понял, ЧТО в нас вызывает восторг, когда мы смотрим прекрасное приключенческое кино, любуемся колоритными фотографиями, живописью, увлеченно читаем романы и мемуары.

Я уверен, за этим скрыта какая-то очень мощная составляющая, что-то колоссально важное, какая-то большая тайна. Столкнувшись с ней, человек уже не может жить, как прежде.

Мои приключения лишний раз мне это доказали. Я рад, что теперь по-другому смотрю на моряков, на паруса, на океан, но самое главное: я по-другому смотрю на себя.

Но я предостерег бы вас, если кто-то захочет попробовать. Лишний раз подумайте! Ту картину мира, которую вы увидите, те изменения, которые с вами произойдут, – нужны ли вам они?

Это не пижонство, не игра, в которой можно быть понарошку. Слово «попробовать» здесь не подходит. Эта та жизнь, которую нельзя попробовать. Прикоснувшись к ней однажды, вы изменитесь. Так что, сто раз подумайте, идти вам на это или не идти.

Лично я – счастлив от того, что соприкоснулся, испытал малую долю того, что могло произойти. Ни минуты не жалею о том, что увидел. И я благодарен судьбе, что она приоткрыла мне свою маленькую тайну.

Но те из вас, кто захочет это повторить, лишний раз повторюсь: подумайте…

Путешествие в прошлое
июля 26, 2012

Я – в Ла-Рошеле. Милый городочек, который становится еще милее от того, что ты видишь удивительное богатство и разнообразие розового вина и, разумеется, прекрасных устриц. И хотя сейчас не самый лучший месяц для устриц, – дело в настроении!

Сколько раз в Москве я покупал устриц!.. Не то. Здесь же, зайти пообедать в ресторан, заказав 12 устриц и бутылочку шампанского, – это так прекрасно!..

На этом я бы и закончил, если бы просто приехал сюда отдохнуть. Но я оказался в форте Байяр, на французском шоу, которое будет идти на «Первом канале» с русскими командами.

Наверное, нужно написать подробнее, однако не могу сконцентрироваться, – занят игрой, и неким преодолением себя и брошенного моей команде вызова. Учитывая, что я – капитан команды, на меня в меньшей степени ложатся физические нагрузки, и тем сильнее оказывается психологическое напряжение.

Открыл для себя много новых людей, которых не знал, но видел по ТВ: спортсмены, люди шоу-бизнеса, юмористы, актеры. Команды – потрясающие. Думаю, что после окончания шоу, появится много друзей.

Игра в полном разгаре. Милых встреч с устрицами почти что и нет. Жестко, травматично и безумно интересно! Все меньше времени остается на сон… Подробности – когда высплюсь…

P.S. Этим летом мне выпала прекрасная возможность совершить путешествие в прошлое, в детство. Хотя и непоследовательно… Сначала я оказался в армии (на «Крузенштерне»), потом – в пионерском лагере (на игре в форте Байяр). Это оказалось настолько интересным, аппетитным и увлекательным, что я почти сам себе завидую…

Источник: БГАРФ