В конце уходящего года произошло событие, которого так долго ждали как
По замыслу разработчиков, этот закон продолжает совершенствование правового регулирования в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Особенно важно, что внесенные изменения должны на практике исключить возможности двусмысленного толкования законодательных норм.
Законом вводятся нормы прямого действия, отражающие специфику осуществления рыболовства
Ряд поправок, представляющих наибольший интерес для развития рыболовства во внутренних водах комментирует исполнительный директор «Южноуральской Ассоциации рыболовов и рыбоводов» Куделенский Олег Владимирович.
С практической точки зрения особый интерес представляют поправки, касающиеся регулирования товарного рыбоводства, а так же осуществления любительского и спортивного рыболовства.
Рыболовство в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, как и раньше, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование. Вылов водных биоресурсов при осуществлении данного вида рыболовства осуществляется в объеме, необходимом для искусственного воспроизводства водных биоресурсов, осуществления мероприятий по акклиматизации водных биоресурсов или деятельности по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в соответствии с программами выполнения работ по воспроизводству и акклиматизации водных биоресурсов.
Порядок осуществления рыболовства в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Это принципиально новый момент в регулировании данного вида деятельности. Применительно к Челябинской области, если раньше организация товарного рыбоводства находилась в ведении местного Минсельхоза, то теперь это работа передана в Отдел госконтроля Нижнеобского территориального управления Росрыболовства.
В ведении федеральных органов исполнительной власти в области рыболовства теперь находится и вопрос искусственного воспроизводства водных биоресурсов. Такое воспроизводство будет теперь осуществляться в соответствии с ежегодным планом проведения соответствующих мероприятий, под это будут выделяться и соответствующие бюджетные средства. Это очень важный момент, так как выбранная в России модель перехода к рынку, в основе которой лежал тотальный отказ от государственного планирования и регулирования, происходящих в экономике процессов, отразился и на развитии рыболовной отрасли. Не было единой отраслевой политики, не было и соответствующего государственного финансирования. Есть надежда, что теперь ситуация начнет меняться в лучшую сторону.
Что касается правового регулирования вопроса, то искусственное воспроизводство водных биоресурсов для государственных или муниципальных нужд будет осуществляться в соответствии с законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В других случаях — на основании договора на искусственное воспроизводство водных биоресурсов, заключенного с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Договор на искусственное воспроизводство анадромных видов рыб будет заключаться на срок от 10 до 25 лет.
Организация любительского и спортивного рыболовства осуществляется юрлицам и индивидуальным предпринимателям так же на основании договоров. Что касается граждан, то любительский и спортивный лов ими осуществляется при наличии документа (путевки). Этот документ должен подтверждать наличие у пользователя водоема договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства. Говоря простым языком — за деньги. Собственно, основные вопросы организации любительского и спортивного рыболовства уже регламентировались Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2008 года. Теперь это отражено и в законе «О рыболовстве».
Что очень важно, одним из ключевых факторов права на оказание таких услуг со стороны предпринимателей, является наличие инфраструктуры, необходимой для организации любительского и спортивного рыболовства.
В данной редакции закона убрали пункт (п. 4 статьи 25), в котором говорится, что любительская и спортивная рыбалка на рыбопромысловых участках могла осуществляться только с согласия пользователя. На практике было совершенно непонятно, что означает это самое «разрешение пользователя», как оно должно выглядеть. Если это разрешение за деньги при отсутствии лицензии на организацию спортивного и любительского рыболовства, то это скорее подходит под определение «незаконная коммерческая деятельность». Если это разрешение для «своих», то тогда зачастую явно прослеживается коррупционная составляющая таких взаимоотношений пользователя
Означает ли это, что теперь любой
Новая редакция закона «О рыболовстве» - это лишь первый шаг на пути приведения рыболовного законодательства в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Вопросов и нерешенных моментов еще много. И тем важнее, чтобы как можно скорее был принят закон об аквакультуре в Российской Федерации. Не зря в конце 2010 года, находясь в Хабаровске, председатель Правительства Владимир Путин распорядился ускорить рассмотрение законопроекта об аквакультуре в Государственной Думе.
Как известно, с начала этого года процесс уже пошел. 13 января Комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект закона об аквакультуре и подготовил рекомендации по направлению документа в Совет Государственной Думы, заседание которого состоится 24 января. В случае положительного решения Совета, техническая стадия начала рассмотрения законопроекта в Госдуме и сбора отзывов от всех заинтересованных организаций завершится в конце февраля. После этого будет принято решение о рассмотрении документа депутатами в первом чтении.
Источник: chelindustry.ru