
Накануне «большой рыбы»
Рыба «уплывает» за границу
По прогнозам ученых, в этом году
Сегодня основная часть отечественной рыбной продукции уходит на рынки соседей России по АТР. И в последнее время эта тенденция усилилась. Как сообщил начальник отдела развития производства и инфраструктуры департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края Сергей Отлетов, в 2012 году на российский берег для оформления поступило 1,6 млн тонн рыбы. При этом экспортировали 1 млн тонн. Причина в том, что азиатские страны имеют лучшие условия для перевалки рыбы и предлагают более высокую цену. Это официальная статистика. А сколько рыбы «уходит» нелегально?
Дефицит «рыбного» груза подтверждают и железнодорожники, которые были вынуждены притормозить отправку рефсекций и термосов в европейскую часть России.
– Например, станция Находка утрачивает ведущую роль, которую в отправках морепродуктов играла раньше, – отметил Сергей Рябов, – так как основной грузопоток ориентирован на корейские и китайские порты. Мы же испытываем дефицит груза при наличии подвижного состава на его вывоз.
Еще одна причина, которая тормозит этот процесс, – отсутствие оптимальных холодильных складских и рыбоперерабатывающих мощностей и развитой инфраструктурной составляющей наших портов.
Так, с января по июнь 2013 года со станций Владивостокского региона отправлено 214,6 тыс. тонн морепродуктов, что на 20,4 % ниже данных за аналогичный период прошлого года. В том числе в рефсекциях и термосах – 152,2 тыс. тонн (–12,6 % к 2012 году), в рефрижераторных контейнерах – 102,9 тыс. тонн (+2,9 % к 2012 году). Отсюда следуют снижение доходов РЖД, непроизвольный простой подвижного состава и рост тарифов во время путины. Железнодорожники постоянно обращают на это внимание всех участников рыбного бизнеса, субъектов ДФО.
Предпринимаются все необходимые меры для увеличения уровня погрузки. Например, с начала года отправлены 8 ускоренных поездов с более чем 13 тыс. тонн морских биоресурсов. Подача подвижного состава производится в строгом соответствии с заявками клиентов. Тариф на перевозку рыбы для грузоотправителя складывается из инфраструктурной составляющей ОАО «РЖД», которая регулируется государством (в 2013 году при общей индексации тарифов на 7 % она снизилась на 2 %). Вознаграждение собственнику вагона определяется рыночными условиями ценообразования.
Высокая же розничная цена дальневосточной рыбы, отметили участники встречи, формируется
К путине готовы
Вячеслав Бурин, генеральный директор ОАО «Морской порт в бухте Троицы»:
– Компания «Морской порт в бухте Троицы» (ранее порт Зарубино) готова к началу лососевой путины. Модернизированный в прошлом году холодильный комплекс емкостью 12 тыс. тонн сегодня уже стоит в ожидании рыбной продукции. В его составе 6 морозильных камер с температурным режимом до минус 25 градусов, склад
И если в прошлом году порт переработал рыбной продукции в объеме 46 тыс. тонн, то за нынешний сезон компанией планируется отгрузить потребителям порядка 50 тыс. тонн – основную часть в августе – ноябре, когда наступает пик лососевой путины.
Штат укомплектован квалифицированным персоналом, отработаны схемы перегрузки по прямому варианту и через склад. Одним из важнейших преимуществ является выход на Транссиб через участок Барановский – Хасан.
Решение проблемы вывоза рыбы, на мой взгляд, заключается в налаживании координации всех заинтересованных организаций (грузоотправителей, портов, железнодорожных операторов, Росрыболовства, администрации Приморского края) и максимальном использовании всех имеющихся складских мощностей для хранения и перевалки рыбы в центральные районы России.
Пути решения
В настоящее время основной вопрос, затрудняющий отправку рыбы, связан с деятельностью контролирующих органов, а именно Россельхознадзора. Это еще одна актуальная проблема для отечественного рынка морепродуктов.
По мнению заместителя гендиректора ООО «ДВ Порт» Андрея Ляшенко, в период путины необходимо пересмотреть режим деятельности ветеринарных инспекторов: в выходные и праздничные дни они не работают.
– Если же заявленный объем превышает тоннаж поданного подвижного состава, приходится ждать и подавать следующую партию вагонов. В итоге вагоны простаивают, копятся, занимая «полезный» путь. А станция теряет свою пропускную способность, – рассказывает начальник станции Мыс Чуркин Вячеслав Ежов.
Этот важный момент может стать критическим в пик перевозок. В определенных случаях целесообразнее, по мнению Вячеслава Ежова, проводить санитарный контроль рыбы еще на подошедшем в порт судне.
А расширить географию отправок ускоренных рыбных поездов с Дальневосточной можно за счет добавления станции Угольная. Напомним, что основной объем приходится на станции Владивосток и Мыс Чуркин. При этом 20 % подвижного состава, который сегодня участвует в формированиях ускоренных поездов, не грузится в портах. В них отправляется рыбопродукция из холодильников, которые не имеют выходов к морю.
По мнению директора ООО «Техпром» Олега Ильченко, вынесшего этот вопрос на обсуждение межрегионального координационного совета, компанией проведены расчеты, согласно которым станция Угольная готова отправлять один полновесный рефрижераторный поезд в 57 условных единиц раз в неделю. Теперь ответ – за железнодорожниками.