
Специалисты подвели итоги завершившейся в декабре сайровой путины. Нетипичное распределение нагульной сайры частично компенсировали научные поисковые работы, в то время как проблемы с пересечением внешних границ исключительной экономзоны остаются актуальными.
В общих чертах гидрологические условия в период сайровой путины можно назвать благоприятными для формирования нагульных скоплений в российской исключительной экономзоне
В то же время в путину этого года были и серьезные минусы – распределение сайры
По словам начальника штаба путины, ситуацию спасала работа
Кроме того, российские рыбаки вели промысел в условиях жесткой конкуренции: помимо них, в российской ИЭЗ находилось значительное количество (в отдельные дни до 200 единиц) японских добывающих судов, работающих по межправительственному соглашению. В 2009 г. когда вдоль сильно развитой первой ветви Ойясио нагульные скопления сайры уходили в зону Японии уже в первой половине промысла, японский добывающий флот закончил работу в ИЭЗ РФ 5 сентября. В 2012 г. японские сайроловы перестали заходить в российскую зону 7 октября. В 2013 г.
Проблему неосвоения квот, выделяемых российским рыбакам по межправительственному соглашению в водах Японии, специалисты объясняют сложностями при пересечении границы. Российское судно должно за 24 часа уведомить отечественные пограничные службы о своем намерении покинуть исключительную экономзону и пересечь ее только в контрольной точке. Аналогичную процедуру судно делает и при входе в российскую ИЭЗ. Японский же флот предупреждает пограничников только за 6 часов до пересечения, что с учетом быстрых миграций косяков сайры довольно веское преимущество. Такая же проблема встает при выходе/входе из исключительной экономической зоны России во второй половине путины, когда скопления сайры отмечаются в нейтральных водах. Отечественные рыбаки очень неохотно выходят в нейтральные воды
Вторую путину подряд подтверждается высокая эффективность работы флота, изначально специализированного под промысел сайры и кальмара. Эти суда оснащены современным высокоэффективным световым и поисковым оборудованием, позволяющим с успехом конкурировать с японским флотом. В 2013 г.16 судов этой группы выловили в общей сложности 24 тыс. тонн сайры (22 тыс. в 2012 г.), притом что промысел они начали на месяц позже, чем в 2012 г. Остальной добывающий флот России освоил 28,3 тыс. тонн, что на 10,9 тыс. тонн (28 %) меньше, чем в 2012 г.
Проблем с береговой приемкой рыбы в этом году практически не отмечено, поскольку и сайры было меньше, и путина шла дольше.
По мнению ученых