С пачек «крабовых палочек» исчезнут крабы, а с чипсов картинки со сметаной, сыром, беконом и прочее. Новый техрегламент запретит изображать на упаковке товара продукты, которые не входят в его состав.
Техрегламент на пищевую продукцию в части ее маркировки, второе чтение которого Госдумой намечено на апрель, должен стать следующим шагом после введения обязательной маркировки на содержание ГМО раскрывающим потребителю правду о том, что он ест.
В комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству как раз закончен сбор поправок в новый законопроект. Председатель комитета Евгений Федоров пояснил «РГ», что законопроект вводит в России новую практику маркировки, которая призвана защитить права потребителей, оградив их от недоброкачественной продукции и позволив получать достоверную информацию о покупаемом продукте. «Например, есть чипсы известной марки с указанием в названии »красная икра". На упаковке написано — красная икра, нарисована красная икра, но красной икры там нет. Новый техрегламент потребует от производителя устранить подобное несоответствие", — говорит депутат.
Как утверждают авторы законопроекта, новые нормы разрабатывались специально для того, чтобы привести в соответствие российские правила маркировки более продвинутым европейским стандартам.
Так, в Европе уже давно существует правило указания на упаковке аллергенов независимо от количества их содержания в пищевом продукте. Для России такую норму прописали только сейчас. Также в техрегламенте зафиксировано требование к производителям избегать таких слов, как «низкокалорийный», «источник витаминов», «источник белка», если продукт далек от требований диетологов. В качестве другого «пожелания» - надписи на упаковке должны быть контрастными и хорошо читаться.
Между тем представители общественности уверены, что новый техрегламент вряд ли поможет потребителям лучше ориентироваться среди товаров. Документ, чья разработка началась еще в 2004 году, — это детище содружества производителей фирменных торговых марок «Русбренд», куда входят все крупнейшие российские, так и представленные на нашем рынке зарубежные производители. Можно предположить, что производители не станут раскрывать всех фирменных секретов и «белых пятен» на этикетке,
К слову сказать, представители общественности также привлекались к обсуждению техрегламента, однако далеко не все их предложения были учтены. «Новый техрегламент соответствует уровню законодательства США сорокалетней давности. Его принятие для России это откат в прошлое, — считает президент Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Так, в документе отсутствует требование указывать на этикетке содержание сахара, соли, жиров, то есть тех ингредиентов, потребление которых человек должен ограничивать». Если бы такое требование было бы прописано в регламенте, замечает представитель общественности, в первую очередь пострадали бы производители тех же чипсов, шоколадных батончиков и прочего, так называемого, снека. Потребление их продукции пошло бы на спад.