По словам первого вице-премьера Виктора Зубкова, в стране необходимо создать разветвленную сеть культурных рыболовных хозяйств.

В России более 2, 5 млн. рек общей протяженностью 523 тыс. км, 110 тыс. кв. км озер и водохранилищ и сотни тысяч болот. Все это было бы разумно «поделить» на примерно 20 млн. рыболовов-любителей. Во всем мире обеспечивать им условия для нормального существования с удочкой – это хороший бизнес. Малый, но очень перспективный бизнес.

«Открыть такое дело в России достаточно сложно. Наверное, даже сложнее, чем любой другой бизнес, связанный с досугом и отдыхом граждан. Ведь помимо обычных действий, необходимых для открытия своего дела, нам приходится получать гораздо больше различного рода согласований и разрешений», – говорит президент Федерального союза рыбохозяйств России Владимир Петрушин. Для начала есть два пути: участие в конкурсе на аренду государственного рыбопромыслового участка или аренда обособленного водного объекта (запруженного ручья или пересохшего котлована).

«В первом случае нужно убедиться, что водоем есть в перечне рыбопромысловых участков Министерства экологии или управления Росрыболовства экономического субъекта. Если есть, надо подать заявку на организацию спортивной и любительской рыбалки на территории этого водоема. Придется подождать конкурса и победить в нем», – объясняет Петрушин.

Чем больше у бизнесмена доказательств собственной состоятельности и благонадежности, тем выше шансы на победу. Чиновники оценивают все – от суммы, которую ты готов заплатить государству единовременно за пользование водоемом, до размера инвестиций в проект. Отдельно и подробно рассматривается наличие опыта организации рыбалки. Но главное – бизнес-план и сумма, запланированная на благоустройство водоема.

По оценкам бывалых рыболовов-предпринимателей, второй путь легче. «Если есть на примете карьер, пересохший ручей, пожарный водоем, то, чтобы приспособить его к делу, нужно заключить договор аренды с местной администрацией и приступать к благоустройству водоема. А деньги в обоих случаях нужны примерно одинаковые», – рассказали в Федеральном союзе рыболовных хозяйств.

Как и любой другой бизнес, этот сталкивается с проблемой подключения к инфраструктуре. «Например, в Германии или Австрии достаточно желания человека создать свой рыболовный бизнес, а уж государство сделает все, чтобы это произошло как можно раньше и лучше. Вот история из жизни: в Баварии гражданин организовывал рыболовное хозяйство. Дошло дело до подсоединения к электросетям. Он съездил в местный муниципалитет, заполнил небольшую форму-заявку, указал, где хозяйство находится и какая ему нужна мощность. Ему тут же выставили счет (кстати, вполне сопоставимый с российскими ценами), и бизнесмен уехал домой, а уже через три дня его подключили к электросети. А у нас новые хозяйства порой тратят годы и миллионы рублей на получение мощностей», – возмущается Владимир Петрушин.

Секретов успеха, по оценкам экспертов, несколько. Во-первых, хозяйство должно располагаться в 20–30 км от крупного мегаполиса и иметь хороший подъезд к водоему. Во-вторых, площадь озера или пруда не может превышать 7–8 га. Водоем должен быть хорошо зарыблен (главное – не перестараться). «И конечно, открытие нового хозяйства нужно сопровождать очень активной рекламной кампанией – специализированные журналы и газеты, Интернет, реклама на дороге. Иначе о нем никто не узнает», – советует президент Федерального союза рыболовных хозяйств.

Сколько денег нужно для старта? Есть разные ценовые варианты, они зависят от степени благоустройства водоема, его зарыбленности, вложений в коммуникации и других факторов. Можно открыть хозяйство за 5 млн. рублей, а можно и за 100 млн. Для бюджетного варианта необходимо 1, 5–2 млн. рублей на 1 га зеркала водоема. А можно обойтись и 100 тыс. рублей. «Но это будет только рыбалка и небольшое кафе», – предупреждает Петрушин.

Кстати, поговорка «кадры решают все» актуальна и в данном случае. Нельзя забывать, что для любительского рыболовства основная штатная единица – рыбовод. Он отвечает за зарыбление водоема, за процентное соотношение рыбы, ее состояние, транспортировку. «Согласитесь, когда в цистерне из питомника к тебе едут $30 тыс., хочется, чтобы все они благополучно доехали. Также нужен инструктор по рыбной ловле (можно несколько), обязательны круглосуточная охрана и администратор. Остальной штат зависит от инфраструктуры на объекте», – делится опытом президент союза.

По части «подводных камней» в этом виде предпринимательства все предсказуемо. К примеру, сезонный фактор. Пережить зиму для рыболовного хозяйства – дело героическое, ведь объемы падают зимой в 20–30 раз. «Очень частая ошибка – экономия на рекламе. Этого делать ни в коем случае нельзя», – предупреждают в Федеральном союзе рыбохозяйств. Надо быть готовым и к частому общению с чиновниками – как из обычных надзорных органов, так и различных природоохранных. Муниципальная администрация, Роспотребнадзор, муниципальная милиция, экологическая милиция, налоговая служба, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росрыболовство, Министерство экологии и природопользования, Госадмтехнадзор – вот примерный список контролеров и кураторов. «Вы не представляете, какое количество документов заставляют добывать все эти ведомства. Даже лидеры отрасли не имеют всего. Не от хорошей же жизни объединились профессионалы в союз!» – жалуется Петрушин.

И все же количество «окультуренных» водоемов увеличивается. Не удивительно: на каждый вложенный рубль прибыль составляет 17 рублей. И в ближайшие пять лет эту отрасль, по оценкам экспертов, ждет бурный рост. «Из года в год в стране уменьшается количество диких водоемов и количество рыбы в них. Причины тому – браконьерство, промышленное и жилое строительство. А потребность в рыбалке никуда не девается», – рассуждает Владимир Петрушин.

Источник: BN.ru газета