От идеи перевозок рыбы арктическим путем решено не отказываться

На прошлой неделе представители дальневосточной рыбной отрасли и «Атомфлота» приступили к очередному раунду переговоров по тарифу на доставку рыбы в европейскую часть страны по Северному морскому пути. В этот раз к обсуждению присоединились сами перевозчики и грузоотправители.

В совещании, проходившем в режиме видеоконференции, приняли участие заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов, заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» Станислав Головинский, начальник управления регулирования транспорта ФСТ Виктор Квитко, председатель Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин, представлявший на совещании и компанию-перевозчика — ООО «Дальрифер». А также специалисты иных заинтересованных ведомств и организаций.

Заместитель главы ФАР напомнил о возможных условиях перевозки рыбы по Северному морскому пути в 2012 г., о которых удалось договориться на предыдущем совещании с руководством «Атомфлота» 9 ноября. При обеспечении перевозки от 100 тыс. тонн рыбы тариф за тонну груза предлагается установить на уровне 750 рублей (вместо нынешних 1048 рублей) и 500 рублей за тонну при проходе судна в балласте.

По словам Станислава Головинского, приказ ФСТ, вышедший в июле 2011 г. (№ 122-т/1), позволил работать ниже установленных предельных тарифов на услуги ледокольного флота, корректируя их в зависимости от объема перевозок. Это позволило сократить тарифы для перевозки углеводородного сырья на условиях увеличения объемов: с более чем 17 долларов за тонну до 4, 4 доллара, повысив объем перевозок с 70 тыс. тонн в 2010 г. до 630 тыс. тонн в 2011 г.

Вместе с тем «Атомфлоту» необходимо четко планировать свою экономику, постепенно увеличивая ее коммерческую составляющую, поскольку после 2016 г. государственная субсидия на содержание атомного ледокольного флота должна быть сведена к нулю. На сегодняшний день она составляет 1, 4 млрд рублей. «Мы понимаем, что объемы нефти несопоставимы с рыбой, поэтому готовы обсуждать это с рыбаками, искать оптимальные решения, которые устроили бы обе стороны», — отметил представитель предприятия.

Так, по расчетам Федеральной службы по тарифам, предусмотренная законом возможность снижения тарифов может оказаться полезной для рыбаков, например, в период лососевой путины, не позволяя частным собственникам подвижного состава бесконтрольно завышать стоимость перевозок по железной дороге.

Однако, как выяснилось, особенностей «рыбных» перевозок на деле гораздо больше и решить вопрос за одну встречу невозможно даже при обоюдном желании. Так, в своем выступлении председатель Совета директоров ОАО «ПБТФ» Сергей Саксин привел подробный отчет о затратах на доставку 4864 тонн лосося на рефрижераторе «Капитан Пряха» арктическим путем с Камчатки в Санкт-Петербург. Прохождение самой трассы Севморпути обошлось в 6 млн 15 тысяч 312, 52 рубля, за обратный проход судна в балласте судовладельцу пришлось заплатить еще 7 млн 491 тысячу 230 рублей. «И это притом, что руководство «Атмфлота» пошло нам навстречу и вдвое снизило тариф за балластный переход», — отметил он. Общие же затраты на перевозку составили 34 млн 873 тысячи 742 рубля.

«Несмотря на то что расстояние по Северному морскому пути составляет 7700 морских миль, а через Панамский канал — 13612 морских миль, затраты практически соизмеримы», — подвел итог представитель рыбной промышленности.

Результат действительно заставил задуматься многих, учитывая еще и тот факт, что для рыбаков, по сути, скорость доставки в центральные регионы не имеет определяющего значения, поскольку оптимальная ценовая картина на рынке красной рыбы начинает вырисовываться лишь в декабре.

Другое дело — качество доставляемой продукции. В случае транспортировки судном рыба перегружается в районе промысла всего один раз, транспортируется с поддержанием оптимальных условий в течение всего пути и выгружается в специализированном порту. Даже при перевозке той же рыбопродукции скоростным составом по железной дороге нет никакой гарантии, что она не будет повреждена еще на этапе транспортировки до самого вагона, не подтает в пути и не «закиснет», дожидаясь выгрузки на склады/холодильники.

«Когда мы беремся за перевозку рыбы кратчайшим путем, то, прежде всего, думаем об обеспечении продовольственной безопасности страны. Мы делаем это для того, чтобы рыба как стратегический продукт была доставлена до потребителя более качественной и дешевой. О необходимости этого сегодня говорится много и на всех уровнях власти, но на деле, при нынешних условиях, достичь этого пока не удается», — констатировал председатель Совета директоров «ПБТФ». Важно, по его мнению, при установлении тарифов учесть и риски, которым подвергаются экипажи, груз и сами траулеры при проходе через Севморпуть (отсутствие технической базы и связи, невозможность страховать перевозимый по СМП груз у иностранных компаний), а также отсутствие опыта работы в Северном Ледовитом океане у капитанов рыбопромыслового флота.

Вместе с тем участники совещания решили не оставлять идею перевозок рыбы арктическим путем и согласились с необходимостью продолжить обсуждение. Вариантом господдержки перевозок, по мнению участников заседания, мог бы стать проект постановления правительства, которое позволило бы компенсировать «Атомфлоту» за счет госбюджета выпадающие доходы от перевозок рыбы по сниженным тарифам. К проработке такого документа как запасного решения вопроса, по словам Василия Соколова, можно было бы приступить уже с середины января, когда будут утверждены прогнозы науки на лососевую путину-2012 г.

Также, по предложению Сергея Саксина, ряд уточнений необходимо внести и в саму законодательную базу: определенные сложности у грузоперевозчиков вызывает отсутствие расшифровки понятий «груз» и «полное водоизмещение», используемое в качестве единицы измерения в приказе ФСТ при установлении тарифов, сообщает Росрыболовство.

nord-news.ru

Источник: nord-news.ru