
Перспективы рыболовного судостроения
Российский рыбохозяйственный комплекс стал лидером российской экономики по показателям роста. Однако положение промыслового флота, основы производственного потенциала отрасли, продолжает ухудшаться.
Более 2000 добывающих судов были спущены на воду свыше двадцати лет назад, возраст 400 кораблей колеблется между шестнадцатью и двадцатью годами, и лишь 19 были построены в последние пять лет. При этом новые суда являются либо малыми, либо маломерными и созданы, как правило, по устаревшим проектам.
Наиболее важные технические характеристики основных типов отечественных промысловых плавсредств (тяга на гаке и тяговые усилия ваерных лебедок, площадь рыбцеха и его комплектация, объем трюмов, энерговооруженность) заметно уступают соответствующим характеристикам западных кораблей. При этом расход топлива у отечественных траулеров значительно больше. Это влечет за собой,
Именно низкая эффективность промысловой деятельности стала причиной того, что большинство российских рыбопромысловых компаний нерентабельны и даже убыточны. Конкурировать с западными компаниями российским рыболовам трудно. Можно привести следующую аналогию: мы пытаемся на сильно проржавевшей «Победе» соперничать с «мерседесом»
Эту безрадостную ситуацию осложняют и сами рыбаки, обвиняя судостроителей в неспособности спроектировать и построить высокотехнологичные суда достойного качества по приемлемой цене и в разумные сроки. При этом рыболовы не в состоянии четко сформулировать техническое задание на постройку судна, что, впрочем, нормально. Техническое задание — важная часть проекта — требует оптимально скомпоновать состав промыслового комплекса, рыбцеха, машинного отделения и типа пропульсивной установки. Также необходимо грамотно разместить все это в корпусе судна, учитывая перечень объектов промысла, района промысла и место сдачи продукции. Раньше этим занимался Гипрорыбфлот, но за счет естественной утраты кадров сегодня сделать это институт не в состоянии.
Однако на самом деле картина не так мрачна, как кажется на первый взгляд. Поручение президента по гарантированному наделению вновь построенных в России рыбопромысловых судов квотами на период их окупаемости будет выполнено в ближайшее время. Хотя история эта длилась не один год. В декабре 1999 года постановление правительства по данному вопросу таинственно исчезло со стола
Вторая программа — это производственная программа судостроительного объединения по созданию судов, утвержденная на основании первой. Огромное количество малых компаний будут вынуждены либо консолидироваться, чтобы совместно заказать хотя бы одно судно, либо продадут свой бизнес крупным фирмам. Самое главное, что квоты выделяются судну после его приемки регистром. Искажая это, недоброжелатели распускают слухи, что судостроители хотят отнять у рыбаков квоты, пока судно стоит на стапелях, и безосновательно обогатиться. Слухи эти абсолютно беспочвенны. Дело в том, что промысловые компании имеют долю от промышленной квоты. Сама промышленная квота — это то, что остается после ежегодного дележа государством объема допустимого улова. Этот дележ начинается с выделения ресурсов малочисленных народов Крайнего Севера, межправительственных соглашений и прочих более важных, чем промышленное рыболовство, задач. Так что рыбаки не знают, сколько реальных тонн им достанется в последующие годы. Это объясняет тот факт, почему готовые финансировать строительство промысловых судов структуры типа «Сбербанк Лизинг» не делают этого.
Если же использовать для проекта «Архангельскую базу тралового флота» будет нельзя, можно заняться созданием вертикально интегрированной структуры, призванной проектировать, строить рыбопромысловый флот, эксплуатировать его, бункеровать, а также перерабатывать и реализовывать морепродукты. Я думаю, что наиболее прогрессивно мыслящие российские компании с удовольствием примут в этом участие. Так как ранее в состав Минрыбхоза входили судостроительные и судоремонтные заводы, идея объединения исключит обвинения со стороны рыбаков в адрес судостроителей в желании обогатиться за их счет. Как только рыболовная общественность увидит, что можно построить по разумной цене рыболовное судно хорошего качества
Вся эта работа займет не один год. Не за горами очередное перераспределение квот. Оппоненты могут воспротивиться: «Это передел сырьевого рынка». Отвечаю: «Нет, это требование жизни». Так что после завершения обновления флота отрасль, естественно, будет выглядеть иначе. Хотелось бы отметить, что в процессе реализации программы обновления флота размазывать весь портфель заказов по предприятиям «Объединенной судостроительной корпорации» недопустимо, результат будет плачевным, так как заводы к этому не готовы. Стоимость постройки нового флота, способного осваивать биоресурсы Российской экономической зоны, оценивается в 15 млрд долларов. Но построить придется около 400 новых судов — от малых до среднетоннажных. Необходимо, чтобы динамично работали не более четырех заводов, входящих в объединение и располагающих достаточными финансами. Эти заводы смогут стать для ОСК кузницей кадров, так как рыбопромысловые суда, как при проектировании, так и при постройке, одни из самых сложных. В стоимости создания промыслового судна около 80% составляет комплектующее оборудование. В России оно сейчас не производится. Держа в руках всю программу обновления флота, небольшое