
Неделю назад первое и пока единственное в эту навигацию судно с грузом рыбы прошло Севморпуть. На этой неделе рефрижератор «Skyfrost», принадлежащий греческой Laskaridis должен прийти в Петербург. По информации Росрыболовства, в эту навигацию консолидированных отправок по Севморпути не планируется, единичные отправки, если они будут, не превысят 10-15 тыс. тонн. Для сравнения, в прошлом году перевозки рыбопродукции по СМП составили порядка 40 тыс. тонн, было сделано несколько рейсов. Главный сдерживающий фактор, как и в прошлом году, – тарифы. Но не только они. Скорость доставки, которую принято считать важным преимуществом Севморпути, в данном случае не аргумент. О плюсах и минусах СМП для рыбаков SeaNews рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов.
SeaNews: Василий Игоревич, неделю назад Севморпутем прошел рефрижератор греческой компании Laskaridis. Планируются ли в этом году перевозки по СМП рыбной продукции судами российских судовладельцев, как в прошлом году?
В.Соколов: Росрыболовство считает, что СМП является не просто дополнением железнодорожным перевозкам рыбы в центральные части России, но скорее альтернативным и равнозначным маршрутом. С одной стороны, прохождение Северным морским путем сокращает время доставки, с другой стороны, уменьшает число проверок и, соответственно, несет меньше рисков для отправителя. Однако при нынешних тарифах на ледокольную проводку, даже с учетом скидок Атомфлота стоимость доставки по СМП близка к стоимости доставки через Суэцкий канал. Затраты на дежурство ледоколов в районах СМП практически равнозначны затратам на проводку в летний период.
Перед лососевой путиной мы специально собрали совещание во Владивостоке. Росрыболовство волновал вопрос отправки рыбы в центральные регионы России в разгар лососевого промысла. Наученные горьким опытом, мы предполагали, что в пик поставок рыбной продукции на российскую территорию мы получим традиционный рост тарифов, который ежегодно консолидированно устраивают операторы подвижного состава. Каждое лето в течение последних 3 лет мы наблюдаем сезонный рост в 2-2,5 раза на доставку рыбной продукции из Владивостока и с Сахалина. В этом году мы прогнозировали еще и осложнение по причине проведения саммита АТЭС. В этой связи были предприняты усилия по поиску и обеспечению альтернативных путей доставки. СМП рассматривался как один из них. Однако Атомфлот четко заявил, что считает нецелесообразным менять предельные тарифы для рыбы и предложил договориться, вроде бы логично предложив снижать цены в зависимости от объемов перевозок. Условие было, что если набирается грузопоток более 100 тыс. тонн, то с 1000 руб. за тонну стоимость будет снижена до 850 руб.
Все эти условия Атомфлота мы озвучили рыбакам. Однако рыбаки справедливо заявили, что в этом году основной лососевый промысел ведется в Охотском море, а не с тихоокеанской стороны Камчатки. Поэтому теряется эффект сокращения расстояния. Плечо до Владивостока короче, чем идти в Северный Ледовитый океан вокруг Камчатки. Напомню, что скидки Атомфлот обещал снижение при объемах 100 тыс. тонн и выше. Но в России рыбаки и трейдеры, к сожалению, действуют каждый на свой страх и риск. Крупных трейдеров как, скажем, в Китае или в США, способных под свои или заемные ресурсы взять объем рыбы, превышающий единовременно хотя бы 50 тыс. тонн, в России нет. Поэтому возможности договориться у рыбаков практически не было, хотя попытки собрать заявки и консолидировать поставки Росрыболовство предпринимало. В общем, на совещании перед путиной рыбаки внятно заявили, что не намерены отправлять в текущем году рыбу по СМП. Уже в ходе путины камчатские предприниматели, учитывая традиционную загруженность Владивостока, сообщили, что
SeaNews: Сколько в итоге рыбы планируется перевезти по Севморпути с Дальнего Востока в этом году? И будут ли отправки в обратном направлении?
В.Соколов: Консолидированных поставок именно от рыбопромышленников в текущем году не предполагается. Могут быть единичные поставки отдельных компаний, и объем этих отправок, по нашим ожиданиям, не превысит 10-15 тыс. тонн. В настоящий момент только один транспорт пошел СМП.
В то же время, на следующий год мы планируем существенно большую активность. В 2013 году будет преимущественно работать Восточная Камчатка.
Вопрос обратных поставок не менее важен, учитывая, что стоимость прохода порожняком получается зачастую даже выше, чем проводка с грузом. Однако существует ряд проблем, в первую очередь связанных с отсутствием контактов у поставщиков рыбы с Дальнего Востока с поставщиками товаров из европейской части России на Дальний Восток. Но это не дело рыбаков, а скорее возможности непосредственно транспортных компаний, которые имеют самых разных клиентов и могут организовать такие логистические схемы.
SeaNews: Получается, главный вопрос при отправке рыбы Севморпутем – это
В.Соколов: Вопрос тарифов
То, что плюсом СМП является скорость доставки рыбы с Дальнего Востока в центральные регионы, это миф – везти красную рыбу быстро Северным морским путем рыбаки и трейдеры особо не хотят. Летом спрос на рыбу в России традиционно низкий. Рост потребления приходится на зимние месяцы. Поэтому время в дороге зачастую играет на руку трейдерам, так как за время в пути цена растет, а за хранение при этом платить не надо. В общем, есть много нюансов, плюсов и минусов доставки по железной дороге и СМП, и каждая компания сама считает свои риски и прибыли. Однако очевидно, что если мы хотим оживить поток по СМП, то тарифы надо снизить, и сделать это волевым решением. Росрыболовство предлагает установить их на уровне тарифов за лес или 118 руб./тонну на период с июля по сентябрь. Это даст толчок для поставок рыбной продукции в центральные регионы, и объемы могут достигнуть 100-150 тыс. тонн с дальнейшим ростом.
SeaNews: То судно, что уже прошло Севморпутем – какой на нем груз и когда он должен прийти в порт назначения?
В.Соколов: Рефрижератор «Skyfrost» (судовладелец Laskaridis ship. LTD) с 8265 тоннами мороженой рыбопродукции, насколько мне известно, прибудет в порт