Заходя в различные порты, барк «Крузенштерн» постоянно заводит новые знакомства. Настоящими друзьями становятся люди проверенные, дружба с командой и экипажем легендарного парусника — отношения, как правило, долгосрочные, такие, которые выстраиваются годами. Но бывает и так, что дружба развивается стремительно; так получилось с французской художницей Виви Наварро. В апреле этого года она поднялась на борт «Крузенштерна» в родном Сэте, куда барк зашел впервые в своей истории, затем был морской фестиваль в Бресте, где пути художницы и судна снова пересеклись, а в осеннем рейсе Виви совершает на паруснике уже полноценный переход из одного порта в другой. Мы поговорили с Виви Наварро о ее творчестве и отношениях с морем на палубе «Крузенштерна», там же, где вечером ранее состоялась ее презентация для курсантов барка, в ходе которой она показала свои работы и немного рассказала о себе.

Художником я мечтала стать, кажется, с самого рождения. С пяти лет мне нравилось находиться одной и рисовать. Лет в 12-13 у меня был период, когда я все свободное время проводила, рисуя с двумя своими друзьями, которые были помешаны на этом так же как и я. А в 16 я уже серьезно заявила своим родителям, что рисование — это то, чему я мечтаю себя посвятить.

Я училась живописи семь лет на юге Франции. Мне очень повезло, потому что за это время я изучила массу техник: масло, акварель, графика, карандаш — да практически все, что возможно. Сейчас я могу свободно пользоваться всеми техниками.

Карьера художника очень похожа на карьеру повара. День за днем повар совершенствует свой стиль, постоянно смешивает разные ингредиенты, понимает, с чем ему работать нравится больше, что с чем лучше сочетается. У художника происходит то же самое.

Моя техника очень, если можно так сказать, сразу и обширная, и минималистичная. Я использую сразу несколько материалов, но в средствах выразительности все равно себя ограничиваю. Мне нравится черный и белые цвета, а еще синий и коричневый — все остальные мне, по-большому счету, не нужны. Я использую порошковые краски, самые основные, затем из них сама подготавливаю необходимые мне цвета, необходимую консистенцию.

Сколько я себя помню, море всегда было рядом, с самого рождения. Даже первые воспоминания моей жизни связаны с морем. Я с юга Франции, и у меня всю жизнь кожа бронзового цвета, я всегда дышала морским воздухом. В какой-то момент, наверное, море просто забралось мне под кожу и заменило кровь, и я окончательно поняла, что мое место на борту корабля, среди команд и экипажей судов. Жизнь в море так сильно отличается от жизни на суше — вот о чем я стараюсь сообщить в своем творчестве. Это совершенно иной мир. И я считаю, что настоящими собой мы становимся только в море.

Мне нравится контактировать с другими людьми на борту: с членами экипажа, курсантами, палубной командой. В случае с «Крузенштерном», у меня, конечно, получается это не так удачно, как хотелось бы: у меня не самый лучший английский и я не говорю ни по-русски, ни даже по-немецки. Поэтому когда я пересекаюсь с кем-нибудь на «Крузенштерне», то мы просто обмениваемся улыбками или кивками, машем друг другу, говорим «Привет!», и, кажется, друг друга понимаем.

Я начала работать над рисунками «Крузенштерна» после того, как этой весной он побывал в порту Сэта. Затем, я приезжала на морской фестиваль в городе Бресте летом, там он был тоже. Сейчас я уже иду на нем по океану, но всего пять дней в море — это ничто. Сейчас, на пятый день своего пребывания я только начинаю узнавать членов команды, понимать свое место на судне, и вот уже приходит время покидать судно. Но за это время у меня возникла масса идей для произведений, просто очень много, достаточно, чтобы переваривать их целый год.

Касательно моего проекта с «Крузенштерном», я еще сама не до конца понимаю, во что все это выльется. У меня нет четкого представления о том, что я хочу получить на выходе, я предпочитаю импровизировать. Сейчас мне кажется, что я могла бы подготовить книгу и выставку о барке и, возможно, даже провести ее прямо на борту.

Президент международного морского фестиваля в Сэте пригласил меня нарисовать рекламные щиты и растяжки для фестиваля в следующем году. Разумеется, я согласилась, но заранее предупредила: я буду рисовать «Крузенштерн». Он согласился, так что в следующем году вы увидите Сэт, завешанный изображениями российского парусника.

Этим летом в Бресте я сказала капитану «Крузенштерна», что хотела бы написать портрет одного из курсантов. Он сказал, что, разумеется, это не проблема, приходите утром, и нарисуете. Я прихожу в назначенное время, хочу выбрать того, кого нарисую, но тут меня останавливает кто-то из боцманов, и говорит: «Ждите здесь, я сейчас приду». Затем, он возвращается с курсантом, подводит его ко мне и говорит: «Вот, рисуйте». Я, конечно, сначала удивилась, но нарисовала, да и парень попался, в общем, симпатичный, так что все прошло весьма удачно.

Я рисую не только суда в общем, в моем блокноте множество рисунков лебедок, карабинов и прочих механизмов. Если честно, я сама не до конца понимаю, почему я уделяю им столько внимания. Думаю, что причина в том, что я очень энергичная, а концентрация на мелочах меня в некотором роде сдерживает. Еще мне просто нравятся соединения, мелкие детали, мне нравится то, что благодаря им большая вещь остается цельной.

Я ходила в море на грузовых судах, на паромах, на нескольких военных кораблях французского флота, но «Крузенштерн» это нечто особенное, такого опыта как этот у меня не было еще никогда. Тут есть мачты, ночью прекрасно видно звездное небо, ход судна совершенно иной, отличающийся от всего, где я была до этого. Я не хочу отсюда уезжать, и я очень хочу побывать здесь еще раз. И я очень благодарна, ведь то, что сейчас со мной происходит — это та жизнь, о которой я мечтала будучи маленькой девочкой.

Источник: БГАРФ