В 2012 г. исполнилось 90 лет первому научно-исследовательскому судну Полярного института «Персей». Это было первое советское судно, построенное специально для морских исследований, что придавало ему особый исторический статус.

НИС «Персей» был построен в корпусе деревянной зверобойной шхуны. Он имел семь лабораторий и все необходимые приборы и орудия лова для комплексных исследований северных морей. НИС «Персей» за 18 лет эксплуатации совершил 90 рейсов. Судно погибло при налете немецкой авиации 10 июля 1941 г. в губе Эйна Мотовского залива у южного побережья полуострова Рыбачий во время выполнения боевого задания.

Научно-исследовательское судно «Персей» навсегда вошло в историю отечественной науки как первое советское научно-исследовательское судно и как первое судно ПИНРО – Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича.

Создание этого корабля обусловила необходимость проведения исследований в Баренцевом море в начале двадцатых годов ХХ века. После Первой мировой войны, Октябрьской революции, гражданской войны страна находилась в тяжелом экономическом положении. Особенно пострадали северные территории России, так как здесь свою печальную лепту еще внесли Интервенция и Белое движение. Кольский полуостров, по словам историков, представлял собой «мертвую зону», в Баренцевом море хозяйничали иностранцы. Необходимо было противостоять расхищению природных богатств, поднимать и развивать рыбную отрасль, проводить планомерные и целенаправленные исследования северных морей. С этой целью 10 марта 1921 г. правительственным Декретом был создан Плавучий морской научный институт (Плавморнин). Директором института был назначен профессор Московского государственного университет, один из главных идеологов и разработчиков Декрета – И.И. Месяцев. Научная база Плавморнина располагалась в Москве, экспедиционная – в Архангельске.

Первая экспедиция института состоялась в августе-сентябре 1921 г. на ледокольном пароходе «Малыгин». Была разработана большая научная программа, но выполнили ее частично, так как у ледокола были свои задачи по проводке судов из Карского моря. С явной очевидностью встал вопрос о наличии собственного судна. Из-за финансовых проблем купить или построить новое судно институт не мог. Казалось, ситуация тупиковая, но помог случай. Стало известно, что в Лайском доке Архангельска находится недостроенная деревянная зверобойная шхуна с названием «Персей». Точнее, это был только корпус корабля, принадлежавшего Северной научно-промысловой экспедиции. Директор Плавморнина и сотрудники института решили превратить этот, говоря современным языком, «недострой» в настоящее научно-исследовательское судно. Корпус шхуны передали институту 10 января 1922 г. Имя будущего судна решили не менять.

Для постройки «Персея» Архангельский судоремонтный завод предоставил место для стоянки у своего причала и мастерские, но отказался производить какие-либо работы. В результате институт самостоятельно организовал постройку судна силами архангельских корабелов. Кроме того, самое активное участие в создании своего корабля принимали и сотрудники Плавморнина. Помощь также оказывали городские власти, партийные органы и военное ведомство. Оборудование для оснащения судна брали с отслуживших свой срок военных и гражданских кораблей, стоящих в доке. Паровую машину сняли с буксира, для чего пришлось поднимать его со дна Северной Двины. Что касается научных приборов, то большинство их изготовили архангельские мастера по чертежам, взятым из книг, как например, батометры Нансена, служившие океанологам много лет.

На судне имелось семь лабораторий, траловая лебедка и лебедки для спуска различных приборов. В целом корабль был хорошо оснащен для комплексных морских исследований. Запас угля позволял находиться в рейсе до 30-32 суток. Однако запас пресной воды лимитировал продолжительность рейса до 15-17 суток. Участники экспедиций для продления рейса специально выходили на берег, используя любую возможность пополниться чистой пресной водой из многочисленных ручьев и речек, что было довольно затруднительно.

Основные параметры судна следующие: длина – 41,5 м, ширина – 8,0 м, осадка – 3,2 м. Водоизмещение – 550 т, мощность главного двигателя – 360 л. с., скорость – до 7,5 узлов, экипаж – 24 человека, научный состав –

16 человек. Судно имело ледовую защиту и парусное вооружение.

Государственный флаг на корабле подняли 7 ноября 1922 г., что можно считать официальной датой рождения судна. Экспедиционный семизвездный синий флаг, ставший впоследствии флагом ПИНРО, на судне был поднят

1 февраля 1923 г. Создал флаг молодой талантливый художник, представитель старинной княжеской фамилии Владимир Михайлович Голицын, в то время сотрудник Плавморнина. За основу художественного замысла были взяты семь звезд созвездия Персея.

С 1923 г. началась экспедиционная деятельность НИС «Персей». До

1928 г. институт базировался в Архангельске на Белом море, которое зимой надолго покрывается льдом. НИС «Персей» в тот период был единственным судном Плавморнина и проводить исследования на нем в Баренцевом море институт мог только после освобождения Белого моря ото льда. Растущие потребности рыбной промышленности требовали круглогодичных исследований в Баренцевом море. Это стало возможным благодаря созданию в 1929 г. Государственного океанографического института (ГОИН) путем объединения Плавморнина и Мурманской биологической станции. Располагался ГОИН (до 1933 г.) в Александровске на берегу незамерзающей Екатерининской гавани Кольского залива. Здесь у института было уже несколько судов, и НИС «Персей» приобрел статус флагмана научно-исследовательского флота. Далее, в результате нескольких реорганизаций, в 1934 г. в Мурманске приступил к работе институт с широко известной в рыбохозяйственной науке аббревиатурой – ПИНРО.

НИС «Персей» работал в ПИНРО до 1941 г. Когда началась Великая Отечественная война, все суда ПИНРО передали в Военно-Морской флот, в том числе «Персей». Судно погибло 10 июля 1941 г. в губе Эйна Мотовского залива у южного побережья полуострова Рыбачий. Корабль подвергся налету немецкой авиации, когда вез различное оборудование для защитников Рыбачьего. На судне начался пожар, и оно затонуло. Команде удалось спастись. К слову, в некоторых публикациях местом гибели «Персея» ошибочно указывается Кольский залив.

За 18 лет (1923-1941 гг.) НИС «Персей» совершил 90 рейсов в Белое, Баренцево, Карское и Гренландское моря. На судне были отработаны методики сбора данных по океанологическим и биологическим показателям, геологическим характеристикам. В 1932-1933 гг. НИС «Персей» работал по программе Второго Международного полярного года, в 1935 г. – участвовал в первой океанографической съемке Баренцева моря. В 1939 г. впервые в Советском Союзе на «Персее» сотрудники ПИНРО использовали эхолот для поиска скоплений рыбы и впервые наблюдали записи сельди на глубинах от10 до 70 м.

НИС «Персей» определил судьбы многих людей. Участники рейсов впоследствии станут академиками и членами-корреспондентами АН СССР, докторами наук, руководителями крупных научных учреждений и основоположниками целых научных направлений. Так, на борту корабля работали Н.Н. Зубов, Л.А. Зенкевич, С.А. Зернов, М.В. Кленова, А.И. Россолимо, А.А. Шорыгин, В.К. Солдатов, В.В. Шулейкин, Б.К. Флеров, В.А. Васнецов, В.Г. Богоров, С.В. Бруевич, Т.И. Горшкова, Н.А. Маслов, Ю.Ю. Марти, М.М. Адров, И.Г. Юданов и другие.

Руководителем первого рейса «Персея» был И.И. Месяцев, всего же под его началом прошло 30 экспедиций. Начальником последнего 90-го рейса, который 22 июня 1941 г. прервала Великая Отечественная война, был О.Н. Киселев.

Следует сказать, что до начала 1991 г. в ПИНРО существовала династия «Персеев». В 1949 г. в научном флоте института появился «Персей-2», переоборудованный из немецкого минного тральщика, он работал до 1967 г. В 1968 г. в состав научного флота института вошло первое крупнотоннажное судно типа БМРТ «Персей III». Как и первый «Персей», они имели почетный титул флагмана научного флота ПИНРО.

Источник: ПИНРО