Дмитрий Киселев, телеведущий: Крупнейшее парусное судно мира, занесённое в Книгу рекордов Гиннеса, российский четырёхмачтовый барк «Седов» продолжает своё кругосветное путешествие, начатое в Петербурге в конце мая 2011 года. Обойдя в Южной Америке роковой мыс Горн, 150 юных моряков-курсантов из Мурманска, Астрахани и Нижнего Новгорода под командованием капитана Зорченко двигаются сейчас в сторону Французской Полинезии. Узнать, где барк, просто. Набираете в поиске «кругосветка Седова следить», и вам предлагают Центр мониторинга судов Рослыболовства. Переход по ссылке, но в итоге видите точку, где находятся наши герои. Героями такие мальчишки были бы в любой стране мира, а за кругосветкой, смакуя детали, следили бы там как интернет-сообщество, так и большая пресса.

Под парусами площадью 3 тысячи квадратных метров часть маршрута прошла и наша (ВГТРК) съемочная группа. Репортаж Александра Сладкова.

Барк «Седов» — самый большой учебный парусник на свете. На борту — 200 человек. Меняющие группы морских курсантов из России. Постоянный экипаж — опытные учителя. В прошлом военные или гражданские моряки.

«У них богатый опыт, много, чего умеют. Много, о чем знают. Просто интересно вечером посидеть, послушать рассказы старших боцманов, как они ходили туда, что случилось там, как было тогда. Это для нас большие авторитеты», — говорит курсант Роман Невзоров.

Николай Козлов, морской стаж — 40 лет. Старший боцман и архивариус. Его документы — подлинники. 1921-й год: спуск парусника на воду. Первое название барка – «Магдалена Виннен». Он перевозил грузы из Европы в Южною Америку и обратно. В 30-е судно переименовали – «Коммодор Ёнсен». А досталось оно России после Второй Мировой. На Потсдамксой конференции лидеры победивших держав решили поделить германский флот, кинув жребий. Бумажка с названием барка попалась Сталину. Тот свернул и опустил её обратно. Через секунду вытянул её вновь. Москве достались все германские парусники, и они до сих пор на ходу. Отошедшие Англии и Америке боевые корабли давно в отставке. Вот так ветер свистит в снастях. Романтика: нижняя рея – уровень шестого этажа. Верхняя — 55 метров. Небоскрёб. Курсантов учат управляться с парусами.

«Бывают такие моменты, когда мачта скользкая, и тебе уже говорят спускаться. У меня был такой момент: ты ремень отцепляешь, а там неудобно иногда слезать бывает, нога соскальзывает куда-то вниз, но у тебя руки главное за что-нибудь взяться покрепче. Бывают, конечно, такие моменты, да, страшно», — говорит курсант Юрий Довженко.

Капитан парусника — Николай Зорченко. 41 год на флоте. Уверен: барк воспитывает настоящих моряков.

«Есть море, есть физика моря, есть гидродинамика моря, которую надо не просто по книжкам знать, её надо прочувствовать. Вот когда в мокрых штанах поднимаешься на мачту, то чувствуешь, что ты в море», — объясняет капитан учебного парусного судна «Седов» Николай Зорченко.

Боцман на «Седове» — особая персона. В экипаже мало быть хорошим моряком — необходим педагогический талант. Путешествие — непрерывный процесс воспитания и обучения.

«Один филон, допустим, надо как-то построже, другой в бой рвется постоянно. Все люди разные есть, потому надо к каждому свой подход, к кому строже, к кому помягче. Внушение сделать. В основном мне ребята сейчас попались очень хорошие», — рассказывает боцман учебного парусного судна «Седов» Евгений Ященков.

Если ветра нет, паруса не действуют, запускают дизель. Под палубой — хозяйство старшего механика, Сергея Березняка. Три этажа грохочущих машин. Здесь же опреснители. «Седов» потребляет 18 тонн очищенной воды в сутки. Александр Вятчиненко до «Седова» отношения к камбузу не имел. Рыболовецкий сейнер. Кровельщик — на суше. Неожиданный поворот судьбы. Парусник, пекарня. На «Седове» кроме остальных продуктов съедают 80 батонов хлеба каждый день.

«У китайцев — рис, у русских — хлеб. Приходят иностранцы, даже с собой берут. Немцы особенно любят. Ни денег с них, ничего. Просто угощаем», — рассказывает повар-пекарь учебного парусного судна «Седов» Александр Вятчиненко.

Об иностранцах! Есть такая категория. Добровольцы. Немцы в основном. Взрослые мужчины или женщины. Работают, как и все.

«Конечно, люди ходят в горы, для меня это тоже непонятно, есть равнина, есть речка, рыбалка, зайца погонять по лесу. А тут люди платят деньги, вполне приличные, чтобы их покачало. Чтоб они походили мокрыми по палубе, чтоб они начинали что-то делать, помогать нам», — говорит Николай Зорченко.

Вот он, важнейший момент кругосветки! Мыс Горн! Самая южная точка архипелага Огненная Земля! Шторма нет. И это — большая редкость! Курсантам говорят: «Теперь вы — настоящие моряки!» Впереди земля. Большая приборка. Матросы, курсанты, практиканты — палубу драят все.

«Раньше драйками драили и песком посыпали, но со временем брус задирается от драйков, поэтому мы только щетками моем», — рассказывает старший матрос-инструктор учебного парусного судна «Седов» Александр Вербицкий.

Капитан при параде! Чилийский порт Вальпараисо. Оркестр, праздничный приём. Над набережной российский флаг. Открывается мемориальная доска. В честь наших моряков XIX века. Исследователей этих берегов. Барк «Седов» покидает Чили. 200 моряков, курсантов, практикантов: по-настоящему счастливых людей разных возрастов, опять уходят в море, чтоб ощутить дух романтики и приключений.