
Дмитрий Киселев, телеведущий: Крупнейшее парусное судно мира, занесённое в Книгу рекордов Гиннеса, российский четырёхмачтовый барк «Седов» продолжает своё кругосветное путешествие, начатое в Петербурге в конце мая 2011 года. Обойдя в Южной Америке роковой мыс Горн, 150 юных
Под парусами площадью 3 тысячи квадратных метров часть маршрута прошла и наша (ВГТРК) съемочная группа. Репортаж Александра Сладкова.
Барк «Седов» — самый большой учебный парусник на свете. На борту — 200 человек. Меняющие группы морских курсантов из России. Постоянный экипаж — опытные учителя. В прошлом военные или гражданские моряки.
«У них богатый опыт, много, чего умеют. Много, о чем знают. Просто интересно вечером посидеть, послушать рассказы старших боцманов, как они ходили туда, что случилось там, как было тогда. Это для нас большие авторитеты», — говорит курсант Роман Невзоров.
Николай Козлов, морской стаж — 40 лет. Старший боцман и архивариус. Его документы — подлинники. 1921-й год: спуск парусника на воду. Первое название барка – «Магдалена Виннен». Он перевозил грузы из Европы в Южною Америку и обратно. В 30-е судно переименовали – «Коммодор Ёнсен». А досталось оно России после Второй Мировой. На Потсдамксой конференции лидеры победивших держав решили поделить германский флот, кинув жребий. Бумажка с названием барка попалась Сталину. Тот свернул и опустил её обратно. Через секунду вытянул её вновь. Москве достались все германские парусники, и они до сих пор на ходу. Отошедшие Англии и Америке боевые корабли давно в отставке. Вот так ветер свистит в снастях. Романтика: нижняя рея – уровень шестого этажа. Верхняя — 55 метров. Небоскрёб. Курсантов учат управляться с парусами.
«Бывают такие моменты, когда мачта скользкая, и тебе уже говорят спускаться. У меня был такой момент: ты ремень отцепляешь, а там неудобно иногда слезать бывает, нога соскальзывает
Капитан парусника — Николай Зорченко. 41 год на флоте. Уверен: барк воспитывает настоящих моряков.
«Есть море, есть физика моря, есть гидродинамика моря, которую надо не просто по книжкам знать, её надо прочувствовать. Вот когда в мокрых штанах поднимаешься на мачту, то чувствуешь, что ты в море», — объясняет капитан учебного парусного судна «Седов» Николай Зорченко.
Боцман на «Седове» — особая персона. В экипаже мало быть хорошим моряком — необходим педагогический талант. Путешествие — непрерывный процесс воспитания и обучения.
«Один филон, допустим, надо
Если ветра нет, паруса не действуют, запускают дизель. Под палубой — хозяйство старшего механика, Сергея Березняка. Три этажа грохочущих машин. Здесь же опреснители. «Седов» потребляет 18 тонн очищенной воды в сутки. Александр Вятчиненко до «Седова» отношения к камбузу не имел. Рыболовецкий сейнер. Кровельщик — на суше. Неожиданный поворот судьбы. Парусник, пекарня. На «Седове» кроме остальных продуктов съедают 80 батонов хлеба каждый день.
«У китайцев — рис, у русских — хлеб. Приходят иностранцы, даже с собой берут. Немцы особенно любят. Ни денег с них, ничего. Просто угощаем», — рассказывает
Об иностранцах! Есть такая категория. Добровольцы. Немцы в основном. Взрослые мужчины или женщины. Работают, как и все.
«Конечно, люди ходят в горы, для меня это тоже непонятно, есть равнина, есть речка, рыбалка, зайца погонять по лесу. А тут люди платят деньги, вполне приличные, чтобы их покачало. Чтоб они походили мокрыми по палубе, чтоб они начинали
Вот он, важнейший момент кругосветки! Мыс Горн! Самая южная точка архипелага Огненная Земля! Шторма нет. И это — большая редкость! Курсантам говорят: «Теперь вы — настоящие моряки!» Впереди земля. Большая приборка. Матросы, курсанты, практиканты — палубу драят все.
«Раньше драйками драили и песком посыпали, но со временем брус задирается от драйков, поэтому мы только щетками моем», — рассказывает старший
Капитан при параде! Чилийский порт Вальпараисо. Оркестр, праздничный приём. Над набережной российский флаг. Открывается мемориальная доска. В честь наших моряков XIX века. Исследователей этих берегов. Барк «Седов» покидает Чили. 200 моряков, курсантов, практикантов: