Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов провел очередное заседание штаба мойвенной путины.

В видеоконференции приняли участие руководители структурных подразделений Росрыболовства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители Мурманского морского рыбного порта, общественных организаций и объединений пользователей Северного рыбопромыслового бассейна, а также ответственные представители ФГБУ ЦСМС и Управления по охране морских биологических ресурсов ПС ФСБ России, связанные с организацией проведения «мойвенной путины – 2013».

В ходе видеоконференции обсуждались вопросы о ходе мойвенной путины, координации деятельности пользователей на промысле, научных сотрудников, находящихся на судах рыбопромыслового флота, осуществляющих добычу (вылов) мойвы.
В начале видеоконференции Василий Соколов проинформировал собравшихся о следующем предписании Директората Норвегии.

Директорат рыболовства 12 февраля 2013 г., в соответствии с §16 предписания от 6 декабря 2012 г. о регулировании промысла мойвы в Баренцевом море в 2013 г., постановил: в предписание от 1 февраля 2013 г. о закрытии районов за пределами Финмарка для промысла мойвы вносятся следующие изменения –

запрещается промысел мойвы в пределах района, ограниченного прямыми линиями, проведенными между следующими координатами:

  1. 70° 45,0' сев.ш. 21° 57,6' вост.д.
  2. 71° 00,0' сев.ш. 21° 30,0' вост.д.
  3. 71° 12,0' сев.ш. 22° 30,0' вост.д.
  4. 70° 57,5' сев.ш. 22° 55,0' вост.д.

и далее по 4-х мильной зоне в точку 1.

Данное предписание вступает в силу немедленно. Соответственно, Василий Соколов поручил Баренцево-Беломорскому территориальному управлению довести указанную информацию до судовладельцев и капитанов судов.

На промысле 14 февраля 2013 года находится 18 добывающих судов рыбопромыслового флота (непосредственно на лову около 12 судов). С начала мойвенной путины добыто 17 тыс. 550 т, или 23% от национальной квоты России, из них в российской экономической зоне 16 тыс. 500 т. За 13 февраля 2013 года судосуточный вылов по всем судам составил 743 т. Средний размер одного экземпляра варьируется в промежутке 14,5 – 16,5 см. Один средний улов состоит из 1/3 самцов и 2/3 самок.

В Мурманский морской рыбный порт поступило порядка 2 тыс. т мойвы. Проблемы с размещением улова на холодильных мощностях в порту отсутствуют.

Протоколом 42-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству отмечено, что Российская сторона проинформировала Норвежскую сторону о намерении выделить 1000 т трески из своей национальной квоты на прилов при промысле мойвы.

В связи с чем, Росрыболовство проинформировало Директорат Норвегии о том, что на основании российских научных исследований считает целесообразным разделить этот объем пропорционально ожидаемому вылову мойвы в следующем соотношении:

  • 200 тонн в исключительной экономической зоны Российской Федерации;
  • 800 тонн в норвежской экономической зоне.

Норвежские рыбаки в настоящее время добыли 68 тыс. т (из них 62 тыс. т при осуществлении кошелькового промысла), или около 57% от национальной квоты Норвегии. На аналогичную дату в 2012 г. норвежскими рыбаками было добыто лишь 10% от национальной квоты.

По информации старшего госинспектора Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства Андрея Ревякина, находящегося на борту аварийно-спасательного судна «Мурманрыба» мойва, промысловая обстановка слабая. Как и в прошлом году на скопления рыбы оказывает влияние аномально высокая температура воды. Также отмечено, при промысле в исключительной экономической зоне Российской Федерации приловы трески единичны, отмечался в некоторых тралах только незначительный прилов сельди.

Заместителем ФГУП «ПИНРО» Евгением Шамраем отмечены уменьшение размера мойвы и соответственно средней навески. Данная ситуация связывается с тем, что общее количество промысловой мойвы резко уменьшилось в связи с активным ведением рыболовства в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

По мнению научных работников, прогноз мойвенной путины на 7-14 февраля 2013 года оправдался.

На следующую декаду прогнозируется следующая промысловая обстановка:

  • в ИЭЗ РФ, при постепенном смещении рыбы в западном и северо-западном направлении, основным районом распределения промысловых концентраций преднерестовой мойвы будет оставаться Кильдинская и Рыбачья банки, включая территориальные воды РФ;

  • в НЭЗ основные промысловые скопления будут распределяться в смежных участках Нордкинской банки и Норвежского желоба с постепенным смещением к югу и юго-западу. Ожидается пополнение скоплений в этом районе за счет подходов созревающей рыбы с севера и северо-востока. Перспективным для поиска мигрирующей с севера рыбы является смежный участок Нордкинской банки и Мурманского языка, а также граница районов Центральное плато, Мурманский язык и Демидовская банка.

В районе Норвежского желоба промысел мойвы могут осложнять приловы трески и молоди сельди. Для снижения приловов рекомендуется использование селективных устройств, а также, с целью снижения приловов молоди сельди избегать тралений в придонных горизонтах.

Подводя итоги совещания, заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов поручил:

  1. Представителям общественных организаций и объединений направить в Росрыболовство предложения по внесению изменений в проект постановления Правительства Российской Федерации, регулирующий вопросы пересечения Государственной границы Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, и об осуществлении контроля в отношении указанных рыбопромысловых судов.

  2. Росрыболовству издать в возможно короткие сроки соответствующие акты, регулирующие увеличение квоты добычи (вылова) мойвы в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства за счет перевода части научной квоты.

  3. Старшему госинспектору Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства Андрею Ревякину обеспечить координацию при пересечении Государственной границы Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации.