«Как же мне повезло, что я здесь оказался», – курсант из Мурманска Дмитрий Ильенко.

20 мая 2012 года российский парусник «Седов» вышел из Петербурга, от берегов Невы, в свое первое кругосветное плавание. Ровно год моряки бороздят моря и океаны, демонстрируя гордость российского флота всему миру. Годовщину путешествия седовцы встречают на подходе к Сенегалу, порту Дакар.

Для «Голоса России» это тоже событие, ведь в кругосветку радиокомпания отправилась вместе с «Седовым», став информационным партнером проекта. Поздравляя команду с круглой датой, заглянем в «недра» одного из старейших и красивейших парусников планеты.

Конечно, главное – «крылья» корабля – такелаж и паруса. Под ними судно может разогнаться до 18 узлов в час. Для сравнения скорость «под мотором» почти в три раза меньше. Но понятно, что в море важно все, особенно когда речь идет о длительных переходах. Корабль и сегодня, в 92 года, остается настоящим домом на воде.

На судне есть все для автономного плавания в течение сорока суток. Главный двигатель, камбуз, пекарня, опреснительная установка. Последней заведует старший механик Сергей Березняк.

«В моем ведении вообще все механизмы на судне: дизель-генераторы, насосы, опреснители и даже гальюн», — рассказал он «Голосу России», а кое-что и показал:

«Опреснительная установка поддерживает запасы воды при длительных переходах, забирает воду из-за борта. Проходим же по разным местам – есть воды с обильным планктоном. Предварительный фильтр – сетчатый – задерживает ракушки. А эти фильтры – 5 и 20 микрон уже весь планктон задерживают. И далее пошло на мембраны. И уже выходит опресненная вода – соли остаются на мембранах. Опреснитель дает 18 тонн в сутки. Расход 20–23 тонны в день. Так что на автономном переходе воды хватает. Экипаж с курсантами — до двухсот человек, и ограничений по пресной воде нет».

В банный день расход воды увеличивается до 50 тонн. Кстати, на корабле есть и сауна (и купель с морской водой!), но только для членов экипажа. А вот питание на борту для всех едино. Кладовые «Седова» – это уже епархия завпрода. На борт можно загрузить 35 тонн провианта. Огромные морозильные камеры – мясная и рыбная. Кладовые для овощей и фруктов, молочных продуктов, сухой провизии... На выходе из Намибии мясной запас на корабле был три с половиной тонны.

«До Германии хватит», – рассказал завпрод Владимир Ганцалев. Этот человек до грамма знает, сколько пудов соли за путешествие съели седовцы (к слову, 147 кг уходит в месяц!), сколько мяса и картошки…

«Расход мяса – 34 кг ежесуточно. 70 кило картошки. Норма большая у картошки – 490 граммов на человека в сутки. Каждый божий день. За месяц мы должны съесть ее почти три тонны. Лука – 280 кило, капусты – 300. В Дакаре пополним запасы: огурцы, помидоры — всякий «скоропорт» получаем на месяц. Груши, апельсины, яблоки, киви, бананы — стараемся разнообразить рацион».

Есть на «Седове» и своя пекарня. Тут уже заправляет дядя Саша – так зовут курсанты пекаря. Александр Вятчинин относится к ним по-отечески.

«Против запаха горячего хлеба устоять трудно, – уверен он. – Макаешь его в сгущенку и запиваешь чаем… Самый смак!»

«Лепим булочки с ребятишками на полдники по меню, а в обычные дни хлеб печем. Белый, черный – по сорок булок. Каждый день печем. Выходных не бывает — и в портах печем. Вот сегодня у нас на борту 160 человек: 320 булок надо выдать. Плюс запас на добавку».

Булочки с маком, изюмом, повидлом. Или пирожки. А еще пекут наградные пироги. «Ребятишкам на соревнования, на праздники – они же дети, им надо», – говорит пекарь. «Наряда в пекарню многие ждут», – рассказал курсант из Мурманска Дмитрий Ильенко.

«Это самый лучший наряд для меня. Дядя Саша очень добрый – мы ему всегда рады помочь. Ну и интересно лепить булки – импровизируем иногда, как вот сейчас с косичками. Лишнее тесто осталось – мы уже можем лепить из него, что хотим. И можем забрать это себе. В кубрике делимся, рукпраку (руководителю практики) относим. Нравится, но, наверное, все-таки штурманом буду, а не кондитером».

Еще бы! Ведь и дед, и отец ходили штурманами на ледоколах. На «Седове» Дмитрий уже четыре месяца – до окончания кругосветки еще два. По сравнению с «судном-рыбаком», где по два месяца берега не видишь, кругосветное плавание – это просто подарок судьбы, уверен курсант:

«Бывает, идешь с „увала“, смотришь на „Седов“ и думаешь: как же мне повезло, что я здесь оказался».

Карина Ивашко, обозреватель. Все материалы “Кругосветка 2012-2013. Барк “Седов”.