
Почему у ритейлеров не получается продавать рыбу.
Главу Росрыболовства Андрея Крайнего наконец услышали. Уже около четырех лет он пытается вдохнуть жизнь в идею воссоздания в стране рыбных магазинов «Океан», существовавших в СССР. В 2009-2010 гг. его ведомство активно муссировало этот проект, а сам Крайний много раз говорил о его необходимости, суля ритейлерам всевозможную поддержку.
Хотя Росрыболовство не имеет никакого отношения к рознице, оно активно занималось пропагандой идеи. Несколько лет назад в интервью «Ко» Андрей Крайний (на фото) рассказывал, что будет сотрудничать с региональными властями, где такие магазины открываются, в частности, обещая помочь в вопросе выделения помещений. Сейчас об этом в ведомстве никто не говорит. Тем не менее созданием специализированных рыбных магазинов заинтересовался второй по величине ритейлер в стране — X5 Retail Group. В торговой сети «Перекресток» начали открываться магазины «Новый океан» в формате
«Океаны» по-новому
Первый «Новый океан» открывался в торговом комплексе на Тишинке с пафосом. Ждали Андрея Крайнего и Сергея Собянина, однако приехал лишь заместитель руководителя департамента торговли и услуг Москвы Никита Кузнецов. «В Москве дефицит потребления свежих продуктов и свежей рыбы.
«Для меня новость, что в Москве дефицит рыбы, вылов рыбы наши рыбаки увеличивают на 10% в год», — удивился Александр Савельев, руководитель центра общественных связей Росрыболовства. Как будто его шеф никогда не говорил, что розничных точек по торговле рыбой не хватает. Видимо, обвинение в «дефиците» представитель рыбного ведомства принял на свой счет.
«То, что делает „Перекресток“ — хороший маркетинговый ход по привлечению клиентов», — отмечает Галина Ящук, директор по маркетингу сети «Азбука вкуса». Валерий Тараканов не согласен с тем, что ничего принципиально нового его «Новый океан» не предлагает. Смысл не только в вывеске, но также и в том, что ассортимент здесь составляет 9000 наименований. «В обычном рыбном отделе ассортимент около 250-300 наименований, а здесь намного больше. Концепция примерно одинаковая — чистим, варим, жарим, солим. В обычном магазине рыбу потрошат? Паэлью предлагают?» — спрашивает он. Валерий Тараканов подчеркивает, что в «Новом океане» «Перекрестка»
«Не так важно, каков в целом ассортимент рыбной продукции. Важно, сколько в «Новых океанах» именно свежей рыбы. Потрошат и чистят рыбу сейчас во многих магазинах, например в «Ашане», — возражает Елена Комкова, партнер Retail Training Group. В плане свежей рыбы в «Новом океане» нет ничего нового, довольно стандартный ассортимент — дорада, сибас, норвежская форель, карп, мурманская треска. Все, кроме трески, — фермерская рыба. «Это продукт аквакультуры, та рыба, которая есть в наличии всегда и постоянного качества», — поясняет Юрий Алашеев, основатель и председатель совета директоров рыбоперерабатывающей компании «Агама». Кроме того, это в основном импорт. Форель и семга выращиваются в Норвегии, дорада и сибас — в странах Средиземноморья. Российский же карп и совсем небольшой объем карельской форели выращиваются у нас сезонно и не всегда бывают на прилавках.
Однако руководство «Перекрестка» утверждает, что 70% ассортимента — это отечественная рыба. Только в основном это замороженная рыба или дальневосточная горбуша горячего или холодного копчения.
Дмитрий Потапенко, в прошлом гендиректор «Пятерочки», а сейчас владелец сети магазинов под франшизой «Копейки», считает проект «Перекрестка» просто методом GR. «Надо же бросить
Только рыба
«Сейчас растут продажи именно свежей рыбы, замороженная рыба стабильна», — подчеркивает Галина Ящук. На свежую рыбу делает ставку и другой новый «рыбный» проект. В прошлом году в Москве возникла новая сеть — «Рыбная мануфактура №1». В отличие от «Новых океанов» «Перекрестка», «Мануфактура» — это уже отдельно стоящие магазины. Концепция — торговые точки у дома. Открывает магазины довольно крупный российский переработчик рыбы — компания «Агама» Юрия Алашеева. Под марками Agama и «Бухта изобилия» она продает замороженную рыбу и морепродукты.
«Проект стартовал прошлым летом. На самом деле в Москве не всегда просто купить рыбу, — соглашается с Никитой Кузнецовым Юрий Алашеев. — Синергия между двумя проектами — производственным и розничным — есть. В Мурманске ту же самую треску мы покупаем себе на завод и в розницу».
Однако «Агама» работает с замороженной рыбой, которая есть в магазинах, но ее немного. Своя продукция в точках составляет всего 15-20%. Сейчас в Москве открыто четыре магазина, последний работает всего несколько дней, до конца года планируется запустить 20 точек. Площадь магазинов — 50-60 кв. м. Внешне «Мануфактура» напоминает
Рыбная синергия
«В гипермаркетах, в „Ашане“ и „Метро“ большое разнообразие рыбы. Например, все хорошо помнят ледяную рыбу, она была на прилавках во времена СССР, однако потом пропала и только недавно появилась вновь в „Ашане“, но по цене 700 руб. за кг. Любая рыба не из стандартного ассортимента уже выделяется ценой, так как спрос низкий. При этом, когда стоишь в очереди в „Ашане“, слышишь, как хозяйки спрашивают друг друга: „А что вы делаете с тунцом?“ Возникают вопросы, как готовить ту или иную рыбу», — комментирует Елена Комкова. Она полагает, что для того, чтобы рыбу покупали и магазины имели достаточно покупателей, необходима грамотная пропаганда, люди должна иметь возможность получить информацию о продукте. Тогда в рыбных магазинах появится трафик.
В этом же уверен и исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. «Всего в России вылавливается 4,25 млн тонн рыбы в год. При этом треть идет на экспорт, 1 млн тонн импортируется. На первом месте — норвежская семга, затем сельдь, форель и килька. У нас вылавливается минтая 1300 тыс. тонн в год. 900 000 тонн идет на экспорт. Потребляется 400 000 тонн. Конечно, страна не сможет потреблять все 1300 тыс. тонн, однако, если мы расскажем, насколько эта рыба вкусна, если готовить в кляре, ее потребление увеличится. Очень полезная и вкусная рыба — нерка, даже замороженная. Однако об этом мало кто знает», — рассказывает Сергей Гудков. Александр Савельев говорит, что рыбное ведомство уже несколько лет назад запустило рекламный проект «Рыба ждет!»: на билбордах в городах, в том числе и в Москве, висят плакаты с изображением рыбы и написано, что «Рыба ждет!». Он утверждает, что проект ничего не стоил Росрыболовству, так как билборды используются бесплатно. Как известно, 5% рекламных площадей рекламщики должны отдавать на социальные проекты, и ведомство использует эту возможность. По словам Александра Савельева, потребление рыбы выросло за пять лет с 17 кг на душу населения до 24 кг.
Однако Елена Комкова уверена, что в подобном виде социальная реклама работать не может: «Какая рыба и кого ждет? Такая реклама ничего не объясняет».
«Нужно показать, чем какая рыба отличается, какая рыба бывает в том или ином сезоне, — говорит Сергей Гудков. — Норвежцам удалось добиться того, что в России едят их семги больше, чем в Японии. Норвежский комитет по рыбе истратил за 15 лет в России $15 млн. Эта организация занимается в Норвегии тем, что исследует рынки и дает рекомендации своим рыбакам, что будет пользоваться спросом именно такой вес нарезки, именно такой кусок, надо ли рыбу продавать целиком и т.д. Мы тоже хотим создать институт, который занимался бы исследованиями для рыболовецких компаний, работал бы с врачами, объясняя, в чем польза рыбы. Нужно, чтобы проводились выставки, раздавались буклеты, потребителям можно рассказывать, где и какую рыбу можно купить и что с ней делать».
Рыбный союз предлагает учредить институт в виде
Почему не получается
Пока, несмотря на рост потребления рыбы, эксперты не видят особых перспектив в создании отдельно стоящих рыбных магазинов или даже серьезном развитии ассортимента в рыбных отделах супермаркетов средней ценовой категории. «Проблем целых три — невысокий спрос, трудности с поставками и цена, которая на рыбу довольно высока», — констатирует Галина Ящук. «Я знаю, что закрытие магазина „Океан“ в Солнцево было связано с тем, что исполнение его заказов поставщиками рыбы составляло 50-70%. Как можно торговать
Сейчас много магазинов, занимающихся мясной или молочной продукцией, и такие точки открываются чуть ли не каждый день. С рыбой такого не происходит. «Рыбой может заняться
Интересно также: если
Многие из проблем, связанных с доставкой рыбы, например с Дальнего Востока, так и не решены. Теоретически оттуда может поставляться даже свежая рыба, хотя это и накладно. «Если рыба у рыбака на Сахалине стоит 20 руб. за кг, то ее доставка самолетом — 80 руб. за кг», — отмечает Александр Савельев. Юрий Алашеев говорит о том, что доставкой рыбы самолетами сейчас практически не занимается.
Каждый год рыбаки жалуются, что им не хватает вагонов для того, чтобы доставлять замороженую рыбу в Москву. «Рыба — специфический груз, — комментирует Сергей Гудков. — Нужны вагоны, поддерживающие температуру -18 градусов. И такие вагоны не могут идти из Москвы обратно заполненными, нет нужного груза. Мы не можем загружать вагоны равномерно. Востребованы же вагоны в связи с путиной летом и осенью. Не в сезон перевезти килограмм рыбы стоит 4-5 руб., а в сезон — 8-10 руб. А вывозить равномерно в течение года замороженную рыбу не получается, потому что на Дальнем Востоке не хватает холодильников. Холодильники держать невыгодно, так как заполняемость тоже сезонная. Рыбу стремятся вывезти как можно быстрее, так как только начинается путина горбуши, цена на нее начинает падать, и тот, кто первый вывезет горбушу, первым заработает „сверху“ 10-15 руб. Выход — в развитии переработки на берегу. Например, если бы возили филе рыбы, вагонов было нужно бы в два раза меньше. А получается так, что привозят рыбу с хвостами и головой и отрезают уже здесь».
Почему же не развивается рыбопереработка на Дальнем Востоке? «Это глобальный вопрос, — подчеркивает Юрий Алашеев. — Почему в стране плохой инвестиционный климат? Отчего Крайний Север плохо развивается? Собственно поэтому появилось Министерство по развитию Дальнего Востока».
Росрыболовство всегда занималось проблемами рыболовства, а ведомства, отвечающего за развитие переработки рыбы, до последнего времени фактически не было. Сейчас соответствующее поручение получил Минсельхоз (в его структуру входит и Росрыболовство). Однако как министерство будет стимулировать рыбопереработку, не совсем понятно. В феврале оно опубликовало программу «Развитие рыбохозяйственного комплекса с 2013 г. по 2020 г.». Однако о рыбопераработке там ничего не говорилось. По данным аналитического отдела Газпромбанка, почти две трети российского производства — это мороженая рыба, еще около 20% занимает сушеная и вяленая рыба и только 3-5% приходится на продукцию глубокой переработки — пресервы, консервацию и другую брендированную продукцию. При этом разница в рентабельности рыбодобывающих и перерабатывающих компаний достаточно велика: 20-40% и 5-10% соответственно. В прошлом году свой завод по переработке рыбы продала одна из ведущих рыбных компаний «Русское море». Если раньше она занималась рыбопераработкой и импортом рыбы, сейчас «Русское море» фокусируется на рыбодобыче. Это рентабельнее.
Какую рыбу вылавливают в России (данные с 1 января по 22 мая 2013 г , Источник: ЦСМС):
За этот период в текущем году российские рыбаки добыли 1 млн 781,8 000 тонн водных биологических ресурсов (в прошлом году — 1 млн 704,1 000 тонн).
Минтай — 920,7 тыс. тонн минтая, против 925,7 тыс. тонн за этот же период 2012 г.
Треска — 2009 тыс. тонн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вылов увеличился с 1 января 2013 г. на 32,5 тыс. тонн
Сельдь — 190,8 тыс. тонн, что выше уровня аналогичного периода прошлого года на 68,2 тыс. тонн.
Камбала — 31 тыс. тонн, по сравнению с прошлым годом меньше на 1,6 тыс. тонн.
Терпуг — 14,7 тыс. тонн (вылов снизился на 6,2 тыс. тонн).
Крабы — 12,7 тыс. тонн (на 0,4 тыс. тонн вылов крабов меньше, чем в прошлом году).
Креветка — 5,7 тыс. тонн (меньше уровня прошлого года на 0,7 тыс. тонн).
Макрорус — 1,4 тыс. тонн (меньше уровня прошлого года на 6,9 тыс. тонн).