
“Пришло время вплотную заняться реформированием системы наших предприятий воспроизводства, укреплением их взаимодействия с территориальными управлениями рыбоохраны, созданием условий для развития отечественной аквакультуры”, – сказал руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний, открывая
Заместитель губернатора Ростовской области, министр сельского хозяйства и продовольствия региона Вячеслав Василенко отметил важность проведения этого совещания
Актуальность мероприятию придает сегодняшнее принятие Госдумой во втором чтении законопроекта об аквакультуре. По мнению главы Росрыболовства Андрея Крайнего, документ не без недостатков. Но благодаря его принятию, аквакультура станет трендом на ближайшие годы. А ведомственные рыбзаводы должны начать работать не только в целях воспроизводства, но и обеспечивать посадочным материалом бизнес.
Сейчас в сфере обеспечения искусственного воспроизводства Росрыболовства работает 31 федеральное государственное бюджетное учреждение, 15 федеральных государственных унитарных предприятий, которые обеспечивают работу 86 рыбоводных заводов, 2 племенных рыбопитомников, 5
Исторически эта система формировалась в СССР в едином комплексе с органами рыбоохраны как равнозначный механизм обеспечения устойчивой эксплуатации водных биологических ресурсов. Однако в ходе реформирования в 2003 году эти полномочия были разделены.
“Работа в этом направлении еще продолжается. Сформировав структуру рыбоохраны, Росрыболовство сосредоточилось
По словам руководителя Росрыболовства, в 2012 году для нужд органов рыбоохраны поставлено 39 рыбоохранных катеров и судов, 579 единиц автомобилей повышенной проходимости, весь инспекторский состав обеспечен средствами видеорегистрации. С 1 апреля текущего года предельная численность инспекторов увеличена на 455 сотрудников, с 3635 до 4090 сотрудников рыбоохраны.
“В результате сейчас система рыбоохраны в России функционирует достаточно уверенно. Пришло время вплотную заняться реформированием системы наших предприятий, занимающихся воспроизводством, укреплением их взаимодействия с территориальными управлениями рыбоохраны. Наша главная цель сейчас – создать на каждом бассейне четко взаимодействующую систему предприятий и организаций”, — подчеркнул Андрей Крайний.
С 2012 года, в связи с введением новых принципов финансирования государственных учреждений и введения государственного задания, у Росрыболовства появился еще один, теперь уже экономический, метод, стимулирующий работу по оптимизации подведомственных организаций. Финансирование предприятий теперь напрямую зависит от количества и качества выполняемых ими государственных работ. Соответственно, появились стимулы к оптимизации работы.
“С учетом исполнения госзадания 2012 года появился положительный опыт перераспределения денежных средств с тех участков, где госзадание не исполнено, на те участки, где можно
Так, даже частичное введение нормативов в 2013 году позволило сделать целый ряд положительных изменений при том же уровне финансирования. Например, в Дагестане впервые за 8 лет восстановлен выпуск осетровых видов рыб.
Участникам совещания напомнили, что бассейновые управления в СССР создавали систему ихтиологических подразделений
“Мы должны пойти по пути форматирования этой системы сбора данных под нужды рыбоохраны. Опыт проведения совместных мониторинговых мероприятий бассейновых и территориальных управлений оказывается положительным. Высокие оценки получают также работы, связанные с оценкой воздействия на водоемы и определением их рыбохозяйственной ценности», – заключил руководитель Федерального агентства по рыболовства Андрей Крайний.
Отдельно было дано поручение по созданию программы по воспроизводству растительноядных и осетровых видов рыб.
По мнению начальника Управления аквакультуры Росрыболовства Сергея Максимова, отечественное воспроизводство сегодня во многом «по инерции поддерживает некий набор производств и работ, который достался от предшественников».
Как объяснил Сергей Максимов, главная причина этой проблемы в том, что искусственное воспроизводство, а также все работы, которые осуществляются, не могут планироваться и осуществляться сами по себе, а они полностью завязаны на вылов водных биологических ресурсов и их баланс в водоеме.
У рыбоводов нет системы долгосрочного планирования выпусков. Такая ситуация сложилась
Что касается возможной аренды некоторых рыбзаводов бизнесом, по мнению начальника Управления аквакультуры Росрыболовства, здесь речь может идти только о тех предприятиях, которые занимаются выпуском молоди для поддержания численности водных биоресурсов, активно осваиваемых в режиме промышленного рыболовства. То есть стоит говорить только о некоторых лососевых заводах Сахалинской области. Росрыболовство уже приняло решение о сдаче их в аренду с июля 2014 года. При этом средства, высвободившиеся и получаемые государством от сданных в аренду предприятий, будут направлены на модернизацию бюджетных учреждений воспроизводства.
В остальных случаях невозможно создать экономические механизмы стимулирования воспроизводства бизнесом. В рамках действующего законодательства нет возможности наделить бизнесмена правом пользования воспроизводимым им ресурсом
Поэтому государство продолжит финансирование искусственного воспроизводства на этих рыбоводных заводах, считает начальник Управления аквакультуры. “Сейчас у нас есть 2 специализированных предприятия, которые производят посадочный материал. В качестве сопутствующей деятельности этим занимаются еще около десяти. В условиях активной работы над законодательством, мы будем усиливать компонент, обеспечивающий поддержку развития в стране аквакультуры», — заключил Сергей Максимов.