
Российская Рыбная ассоциация высказалась против сложившейся в Норвегии практики выдавать ветеринарные сертификаты на экспортных семгу и форель без осмотра товара. Отраслевое объединение настаивает на искоренении такой практики.
По данным Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка (Рыбная ассоциация), охлажденная семга и форель, экспортируемые из Норвегии в Россию и другие страны Таможенного союза, оформляются следующим образом: норвежская ветеринарная служба выписывает сертификат на основании упаковочного листа, предоставленного производителем. То есть фактически документ выдается без осмотра рыбы и маркировки.
Ассоциация высказала свою официальную позицию по этому вопросу. Отраслевое объединение отмечает, что сложившаяся система является нарушением
Также ассоциация указывает, что норвежцы нарушают Директиву 96/93 Совета ЕС «О сертификации животных и продуктов животного происхождения». В статье 3, пункт 3, этого документа прописано: «Сертифицирующие должностные лица не должны подписывать незаполненные или не полностью заполненные сертификаты, или сертификаты на животных или продукты, которые они не проверили или которые вышли
Кроме того, сложившая практика противоречит требованию меморандума, подписанного Россельхознадзором и компетентной ветеринарной службой Норвегии: официальный инспектор должен подтвердить, что экспортируемая рыба выглядит качественной и не зараженной, а транспорт надлежащим образом обработан и подготовлен. Без личного осмотра продукции удостовериться в этом невозможно.
«Подобный формальный подход порождает многочисленные ошибки в ветеринарных сертификатах», – сообщили Fishnews в Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка. Наиболее распространенными ошибками являются несоответствие лотов и даты производства в ветеринарном сертификате и на маркировке. Также часто встречается отсутствие или неверное написание на маркировке названия продукции, производителя, даты срока годности.
Ассоциация обращает внимание на то, что отсутствие ветеринарного контроля транспорта при погрузке может привести к нарушению температурного режима при перевозке. Если в этом случае российские пробы покажут несоответствие рыбы нормам РФ и ЕТС, то ответственность ляжет на производителя, хотя по контракту переход собственности происходит в момент погрузки в транспортное средство.
Отраслевое объединение считает, что на каждом норвежском предприятии, аттестованном Россельхознадзором и поставляющем рыбу в Россию и страны Таможенного союза, обязательно должен находиться специалист, сертифицированный норвежской ветеринарной службой. Он должен осматривать рыбопродукцию, проверять ее качество, происхождение и маркировку. Также этому сотруднику надо будет выяснять, соответствует ли перевозящее транспортное средство российским требованиям (проверять наличие температурных самописцев, холодильного оборудования, санитарное состояние и проведение санитарной обработки перед погрузкой). По мнению ассоциации, только после этого можно выдавать ветеринарный сертификат, осуществлять производственный мониторинг и прочие исследования, гарантирующие соответствие вывозимой продукции нормам РФ.