
Заявления о приближении доли отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке к пороговому уровню в 80% вызывают сомнения у экспертов, поскольку в этих расчетах не учитывается, какой объем продукции произведен из импортного сырья.
Несмотря на то, что на территорию России за прошлый год было ввезено
Как сообщает корреспондент Fishnews, 14 марта на расширенном заседании коллегии Росрыболовства были озвучены данные о том, что доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке в 2013 г. составила 78,2%.
«Я исхожу из того, что 80% потребляемой рыбной продукции мы обеспечиваем за счет своих внутренних отечественных добытчиков ресурсов, около 20% закрываем за счет импорта. Это конечно немало – 20%, но по оценке доктрины продовольственной безопасности, 80% отечественной продукции обеспечивает продовольственную безопасность по рыбной продукции», – заверил министр.
Однако, по мнению экспертов, если ориентироваться на показатели, заложенные в доктрине продовольственной безопасности, то говорить об удовлетворительной ситуации на рыбном рынке пока рано. Немало сомнений вызывают и расчеты, согласно которым «колебание доли отечественной рыбной продукции происходит около порогового уровня в 80%».
«Красивые цифры – это по большому счету лукавство», – считает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин. – «Как только импортная продукция перерабатывается у нас на территории российским предприятием, она автоматически становится российского производства, отсюда эта цифра – 78%».
«Вместе с тем мы импортируем филе сельди порядка 50 тыс. тонн, мороженую сельдь из Норвегии и Исландии около 150 тыс. тонн, норвежскую семгу и форель – под 170 тыс. тонн, более 100 тыс. тонн филе пангасиуса, тиляпии и прочих видов рыб и т.д. Потом этот импорт переупаковывается, или подвергается минимальной обработке, и превращается в продукцию российского производства, что отражается в отраслевой статистике. Хотя на самом деле эти объемы совершенно точно оказывают отрицательное влияние на укрепление нашей продовольственной безопасности», – заявил руководитель крупнейшей отраслевой ассоциации.
Заявленный государством курс на импортозамещение подразумевает, в первую очередь, поддержку производителей продукции из российского сырья. В этом свете у рыбаков вызывает недоумение привлечение Минсельхозом к выработке государственной политики в области рыболовства таких объединений как «Рыбный союз».
«Я с большим уважением отношусь к этой организации, но мы все прекрасно понимаем, что хоть она и позиционирует себя как «переработчики», это очень узкий сектор рыбопереработки. На самом деле сегодня более 80% российской переработки осуществляется на судах. Но в то же время «Рыбный союз» очень широко представлен в секторе импорта рыбопродукции. Именно эти предприятия везут сюда норвежскую семгу, вьетнамский пангасиус, китайскую тиляпию, которыми завалены прилавки наших магазинов, а мы их привлекаем к подготовке стратегических документов», – напомнил президент ВАРПЭ. – Как вы думаете, чьи интересы они будут защищать?»