Подходит к концу длительный рейс №2/114, состоявший для практикантского состава фактически из двух отдельных рейсов. Изменения в контингенте курсантов с выхода судна из Калининграда 25 декабря 2013 года по настоящее время минимальны — практически все практиканты до единого из тех, кто покинул на «Крузенштерне» порт приписки судна, сейчас завершают свое плавание в Сочи и провели на барке в общей сложности четыре с половиной месяца.

Следующий день после выхода «Крузенштерна» из порта Севастополя, 11 мая, ознаменовался сдачей курсантами экзаменов на получение первой морской профессии — матроса, моториста и судового электрика. Принимали экзамены капитан барка Михаил Еремченко и капитан-наставник Михаил Новиков. Курсанты отвечали по билетам, каждый из которых состоял из четырех или трех (в зависимости от специальности) вопросов, среди которых были как простые, касающиеся, например, судового расписания, так и более сложные, касающиеся судового устройства и тех или иных обязанностей. До сдачи экзаменов курсанты должны были получить у судовых специалистов зачеты согласно журналам практической подготовки. Средний балл по экзаменам среди курсантов всех учебных заведений и всех специальностей составляет 3,66.

Во второй половине того же дня учебно-парусное судно «Крузенштерн» встало на рейде в порту Новороссийска, который стал точкой пересечения маршрутов всех судов, принимающих участие в первом этапе Черноморской регаты, стартовавшей в Варне. «Крузенштерн» выбыл из гонки немного раньше запланированного, по причине болезни одного из членов экипажа, однако пропустить парад парусов не мог, и, наряду с «Седовым», «Надеждой», «Миром» и другими парусниками прошел под косыми парусами мимо берега Новороссийска.

Вечером 11 мая в курсантской столовой состоялся смотр видеоклипов, подготовленных курсантами каждого из учебных заведений, проходивших на судне практику. Курсанты должны были подготовить видеоролики о своей жизни на «Крузенштерне», это могли быть как документальные слайд-шоу, так и постановочные игровые видеоклипы. Жюри конкурса, в лица старшего помощника капитана по учебной работе Сергея Усанкова, руководителей практики и старшин смен оценивали каждый ролик по пятибалльной шкале и выявили победителя, которым стала короткометражка от Астраханского государственного технического университета.

Утро 13 мая началось с генеральной приборки «Крузенштерна». Не раз и не два приходилось курсантам и членам экипажа слышать восторженные отзывы посетителей парусника о чистоте и великолепном состоянии, прямо скажем, далеко немолодого судна. Секрет этого состояния прост: курсантский состав и палубная команда регулярно совершают на судне уборку, причем не только палубы, но и всех переборок, коридоров, помещений и надстроек. Капитальная уборка была проведена и сдана успешно, согласно принципу «оставляй после себя чище, чем было», и к выходу в следующий рейс и приему новых посетителей судно готово на сто процентов.

13 мая состоялось заседание учебно-методического совета УПС «Крузенштерн», на котором итоги рейса подвел старший помощник капитана по учебной работе Сергей Усанков, огласивший результаты экзаменов среди курсантов, и подведший различные другие итоги по практике. «В целом, по учебе, считаю, что и руководители практики, и судовые специалисты провели должную работу, что сказалось на конечном результате, который можно оценить на «хорошо», — заключил Усанков. — «Это работа не только учебной службы, но и работа всех судовых специалистов». Дисциплину в рейсе Усанков оценил положительно. «Можно было ожидать гораздо более худшего — могла сказаться и продолжительность рейса, и усталость, и, то, что курсанты уже ко всему здесь за это время привыкли, и могли бы относиться к исполнению своих обязанностей несколько халатно», — пояснил он. — «Однако у нас не было серьезных замечаний, не было неуставных отношений». Количество зафиксированных замечаний и взысканий составляет 46 — беспрецедентно низкий показатель по окончанию рейса. Количество поощрений, при этом — 45, в том числе 24 благодарственные грамоты. Усанков отметил работу на судне курсантов-гидов, между которыми были грамотно распределены обязанности, и которые трудились неустанно. На заседании также высказались и руководители практики — каждый поделился своими впечатлениями, предложениями и замечаниями — все оценили итоги рейса положительно.

Старший помощник капитана Евгений Ромашкин зачитал приказ о завершении рейса №2/114. За второй рейс 2014 года учебно-парусное судно «Крузенштерн» посетили 75,574 человека, барк прошел более 7000 морских миль, из них 1814 морские мили под парусом.

13 мая вечером «Крузенштерн» зашел в завершающий рейс порт Сочи, где пробудет до раннего утра 18 мая. За это время на паруснике сменится курсантский состав и произойдет частичная смена экипажа.

Источник: БГАРФ