
В поселке Ропша Ленобласти собрался цвет экспертов по рыбоводству, чтобы обсудить проблемы развития отрасли. Чиновники озвучили целый «невод» законодательных инициатив, но работники сферы остудили их пыл: в России нет мощностей и научной базы, чтобы обеспечить страну рыбой.
Круглый стол с участием 20 представителей власти, научных и промышленных центров рыбоводства состоялся на базе ФГУП «Федеральный
«Задачи, возникшие перед нами в условиях санкционной политики, требуют быстрых решений. Изначально вся эта политика просто аморальна и основана на присвоении
Первый заместитель министра сельского хозяйства Игорь Манылов согласился, что вопрос рыбоводства – геополитический. Правда, производство рыбной продукции в России – едва ли не ничтожно по сравнению с другими странами, признался он. Сейчас объем производства рыбной продукции в стране составляет порядка 155 тыс. тонн в год, а вот к 2020 году власти планируют увеличить этот показатель вдвое. Для реализации этого плана весной 2014 года была принята госпрограмма по развитию рыбохозяйственной отрасли. По словам Манылова, сейчас требуется большая нормативная работа по развитию этого документа.
«Трудность заключается в том, что некоторые технологии по работе в отрасли были утрачены. Наблюдается также физический износ фондов рыбопромышленности, недоступность заемных средств для развития отрасли, недостаток инновационных технологий», — отметил проблемы замминистра сельского хозяйства.
Перед беседой для высоких гостей провели экскурсию по селекционному центру рыбоводства в Ропше. Представитель Комитета Госдумы по природным ресурсам Эльмира Глубоковская подчеркнула, что это предприятие – хороший пример интенсивного развития производства рыбы на небольшой площади. «Это альтернатива традиционной добыче», — сказал она, и предложила пакет законодательных изменений, который улучшит состояние рыбоводства: применять единый сельхозналог на все предприятия рыбной отрасли, увеличить сроки действия договоров на предоставление водных участков, чтобы предприятия могли использовать землю в качестве залогов в банках. Речь зашла и о кормах для рыб – однако чиновница ограничилась только тем, что предложила промысловым рыбакам не выбрасывать мелкую рыбу обратно в море, а перемалывать ее в корм.
«Нас переводят в форму бюджетного учреждения. Мы попадаем в обычную налоговую базу. Таким образом, мы будем платить налог на имущество, налог на НДС, вместо единого сельхозналога. Так, наши налоги увеличатся вдвое», — пожаловался на свои проблемы руководитель селекционного центра в Ропше Валерий Крупкин.
«Это единственная форма существования предприятия в нынешних экономических возможностях. Но для перехода на такую форму надо, конечно, подготовиться», — успокоил рыбовода Манылов.
Директор ФГУП «Всероссийский
Глубоковский добавил, что госпрограммой предусмотрено строительство инновационных центров. По его мнению, строить такие центры нужно не в Мурманске, где рыбы и так навалом, а в удаленных местах. Как, например, центр в Ропше, где в условиях северного климата выращивают радужную форель.
Мнение Глубоковского поддержал представитель профильного министерства Республики Карелия Игорь Пепеляев: «Надо возобновить финансирование научных разработок по кормам, пока у нас еще есть ученые, которые могут передать свой опыт в этой области. Попробовать восстановить оборудование на старых заводах по переработке рыбы», — предложил он.
Сергей Нарышкин выслушал доводы специалистов и отметил, что хвалить науку – это уже не мало. Да и в Ленобласти уже планируется запустить производство кормов для молоди рыб на базе ОАО «Гатчинский комбикормовый завод». Также председатель Госдумы пообещал собрать рабочую группу по обсуждаемым вопросам.