Долгий рейс учебно-парусного судна «Седов» подходит к концу. Совсем скоро очередная смена практикантов попрощается с кораблём и экипажем, но в их памяти навсегда останется каждый день, проведенный на борту прославленного барка.

Удивительно, где только достойные глубокого уважения ветераны парусника «Седов» черпают безграничное терпение и силы для того, чтобы всегда находить общий язык с такими разными по характеру и способностям курсантами. Зная как никто другой, что необходимые навыки для работы в море не приобретаются легко и просто, они всегда относятся с пониманием к мелким неудачам тех, за кого несут ответственность, и искренне радуются их успехам.

Когда-то боцман фок-мачты и «бушприта по совместительству» Николай Митрофанович Лущеко навсегда попрощался с четырёхмачтовым барком, но заскучав на берегу по привычной жизни на борту, вернулся, не раздумывая. С виду неприступный, суровый и не испытывающий жалости к неопытным юнцам моряк, на деле же общительный, справедливый и рассудительный человек. Всего в парусном флоте прослужил двадцать пять лет, из них шестнадцать – на борту винджаммера «Седов». А по ночам ему снится охота, которой Николай Митрофанович увлечён не меньше плавания под парусами.

Игорь Анатольевич Чинков руководит работой курсантов первой грот-мачты. Бывалый и опытный мореход, не способный потерять самообладание даже в самой чрезвычайной и неожиданной ситуации. Не расстаётся с любимым барком уже двадцать девять лет. Логотипы парусника «Седов» на курсантских кепках, куртках, футболках и тельняшках вышиты его заботливыми руками.

Евгений Викторович Ященков – моряк «универсальный», основная должность – старший матрос. А когда нужно подменить уходящего в отпуск боцмана, принимает его обязанности и выполняет их безупречно. Остаётся верным «Седову» на протяжении тридцати двух лет. Всегда приветлив, глаза улыбаются, бодр, инициативен. На досуге собирает модели парусных кораблей.

Курсанты занимают очередь, чтобы поработать в парусной мастерской у Игоря Григорьевича Евдокимова. Ещё бы, здесь можно не только научиться аккуратно ремонтировать белоснежные паруса барка, но и услышать под аккомпанемент классической музыки или джаза невероятные и правдивые истории о легендарном русском паруснике и его экипаже. Игорь Григорьевич – один из старейшин «Седова»: впервые заинтересовался барком ещё будучи школьником, а в 1979 году уже принимал участие в глобальной реконструкции судна на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе.

На плечах боцмана Владимира Алексеевича Рядных лежит забота о второй грот-мачте и бизани, следовательно, и о курсантах, к этим мачтам приписанным. В меру добр и строг, потрясающее чувство юмора. Команду «отбой второму гроту» на парусном аврале вы всегда услышите первой: физическая подготовка и сноровка курсантов – заслуга Владимира Алексеевича. Креативность – его конёк. Все дополнительные приспособления для упрощения работы с парусным вооружением – это его собственные изобретения. Тридцать семь лет, беззаветно отданных работе на барке «Седов» – это и есть настоящая преданность своей профессии.

Старший боцман Николай Михайлович Козлов – мастер на все руки, умеет и металл варить, и столярничать, и с такелажем работать. Хранитель судового музея барка «Седов». Гроза для проштрафившихся курсантов, попавших в чёрный список его «красной книги»: всегда найдёт работу для отработки нарядов, лично качество и завершение проверит. Знает о паруснике всё, работая на борту с 1990 года. Азартный рыболов, фотограф и собиратель древностей. Самый пунктуальный член экипажа: его голос всегда вовремя сообщит по судовой трансляции о построении «помачтенно» на приборку, известит о начале судовых работ и занятий.

Все восемь месяцев плавания шесть славных ветеранов барка «Седов» были образцовым примером для курсантов, проходящих свою первую в жизни морскую практику. Огромное им спасибо за труд и неоценимый вклад в воспитание и подготовку будущих специалистов рыболовного флота России!