
Россельхознадзор в ближайшие
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ (Россельхознадзор) в ближайшие
Она пояснила, что в конце мая Россельхознадзор провел проверки на рыбоконсервных предприятиях Латвии и Эстонии, как уже имеющих разрешение на поставки, так и претендующих на него, и остался недоволен результатами. «Сейчас мы анализируем данные, и в ближайшие два – три дня объявим о частичном или тотальном запрете», – сказала Юлия Трофимова.
Ведомство уже делало заявление о возможности прекращения поставок прибалтийских шпротов после того, как в конце марта обнаружило в них повышенное содержание канцерогена бензапирен.
Сейчас на сайте Россельхознадзора указано, что право поставлять консервированную рыбную продукцию на территорию РФ имеет латвийская AV FOOD и эстонская Maseko.
Напомним, право ввозить свежую и замороженную рыбу на территорию РФ страны Балтии потеряли после введения продовольственного эмбарго в августе 2014 года. Однако рыбные консервы в антисанкционный список не попали.
Рыба опасного копчения
Бензапирен – это вещество, которое образуется в процессе сгорания (в случае рыбы – в процессе копчения). Накапливаясь в организме человека, оно может привести к образованию злокачественных опухолей.
В 2006-2007 годах
В 2008 году Россия повысила уровень допустимого содержания бензапирена в копченых рыбных консервах с 1 мкг до европейских стандартов в 5 мкг и разрешила прибалтийским поставщикам вернуться на рынок. Однако два латвийских предприятия Carnikavas konservi и Ulmes «шпротную войну» не пережили.
Впрочем, и после увеличения нормы присутствия бензапирена российские надзорные органы находили в прибалтийской рыбной продукции нарушения. Например, в 2013 году по итогам выездной проверки Россельхознадзора обнаружилось, что на эстонских заводах AS Geirom и OÜ Saare Fishexport не проводились необходимые лабораторные исследования, в результате эти компании потеряли право поставлять рыбу в Россию.
Превышение содержания в прибалтийских шпротах канцерогена выявила и независимая экспертиза, проведенная летом 2014 года
Впрочем, в ходе исследования также выяснилось, что некоторые российские производители, чтобы не попасться на бензапирене, решили вовсе не коптить рыбу, а просто законсервировать ее в масле с вкусовой добавкой «жидкий дым». Законодательством это не запрещено, но некоторые заводы вводили потребителей в заблуждение, указывая на этикетке, что шпроты изготовлены путем копчения. Впрочем, безопасность «жидкого дыма» как пищевой добавки еще не до конца изучена.
Эмбарго с эффектом бумеранга
Прибалтийские страны поспешили называть действия российской стороны политически мотивированными. «Мы знаем, что наши предприятия и наша продукция отличные. Если с российской стороны будут
По данным Федеральной таможенной службы РФ, рыбные консервы и готовая рыбная продукция в 2013 году составили почти треть всего латвийского экспорта в денежном выражении ($40 млн), или почти половину в натуральном выражении (33,7 тысячи тонн). Эстония в том же году экспортировала рыбную продукцию в Россию на сумму 15 млн евро.
После введения эмбарго ввоз свежей, охлажденной и замороженной рыбы в Россию из этих стран прекратился, однако прибалтийские производители шпротов, которые не попали под антисанкции, нарастили объемы поставок. «Они начали много экспортировать консервов в Россию, особенно Латвия», – заявил в передаче «Актуальная камера» на ERR президент Эстонского рыбного союза Валдур Нооркыйв.
Дело в том, что эмбарго ударило в том числе по российским консервным заводам, которые применяли зарубежное сырье. Больше всего зависимы от прибалтийского импорта калининградские фабрики. К примеру, завод «За Родину» использует до 40% зарубежной рыбы.
Прекращение импорта привело к росту цен на отечественное сырье, что сделало бизнес российских консервных фабрик менее рентабельным. В свою очередь латвийские и эстонские рыбаки, лишившись возможности поставлять свой улов в Россию, были вынуждены демпинговать, что привело к удешевлению прибалтийских консервов. Поскольку данная продукция не попала под санкции, она создала серьезную конкуренцию для отечественных заводов. В связи с этим еще в ноябре 2014 года исполнительный директор Союза предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры Сергей Гудков сообщил, что калининградские производители могут сократить выпуск шпротов и не исключают остановки производства.
Но петербургские ретейлеры с заявлением о дешевизне импортных консервов не согласны. «Стоимость прибалтийских шпротов тоже увеличилась
По ее словам, сейчас в магазинах компании шпроты из Латвии и Эстонии не представлены вовсе. «Но, если бы они были, то стоили бы 100 рублей за 180 грамм, тогда как российские продаются по 120 рублей за 240 грамм», – говорит она. Впрочем, популярность копченых рыбных консервов в последнее время снижается – как в связи с ростом цен, так и с изменением предпочтений покупателей, которые стараются употреблять больше свежей рыбы, считает Светлана Шведова.
Мэр Риги Нил Ушаков предпочел перевести конфликт в юмористическую плоскость. На своей странице в социальной сети Facebook политик поиронизировал по поводу заявления депутата Европарламента Инесе Вайдере о том, что российский народ обречен на страдания без латвийских рыбных консервов, и разместил несколько