
В рамках экспедиции работали четыре исследовательских отряда, изучавших перспективы развития прибрежных территорий и особенности озера Воже.
О туристском потенциале старинных
На стыке трех водоразделов
Кроме правительства Вологодской области и регионального отделения Русского географического общества к проекту уже подключились и другие структуры, среди которых Российский союз спасателей, Вологодский государственный университет, экологи и представители рыбоохраны. И это тоже по своему символично, так как, даже утратив свое первоначальное значение,
Напомним, что на территории нашей области сходятся сразу три водороздела: берущие здесь начало ручьи и реки текут в разные стороны света, в итоге пополняя своими водами Каспий, Атлантику и Белое море. В старину, когда сухопутных дорог в обширном вологодском крае практически не существовало, основные пути сообщения и торговли проходили по местным водотокам. А вот на границах водоразделов суда и лодки приходилось перетаскивать с помощью бревен и рук – волоком.
– Работа над проектом «Вместе по Русскому Северу» началась еще пять лет назад, когда был получен первый федеральный грант на изучение исторического наследия Мариинской системы, – рассказала председатель регионального отделения РГО Надежда Максутова. – В 2012 году было подписано соглашение о сотрудничестве РГО с правительством Вологодской области, и эта деятельность заметно активизировалась, а недавно она перешла в практическую плоскость. В рамках двухдневной экспедиции около 20 ученых, гидрологов, географов и представителей исполнительной власти обследовали старинный
На катерах и лодках
В экспедиции, проходившей в выходные дни, приняли участие губернатор Олег Кувшинников (он также является председателем Координационного совета по взаимодействию регионального отделения РГО) и вологодский сенатор Юрий Воробьев, занимающий общественную должность руководителя Управляющего Совета Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество». Маршрут был проложен по реке Модлоне, озеру Воже, реке Свиди и заканчивался в архангельском Каргополе. Часть пути участники экспедиции преодолели на небольших катерах, часть – на резиновых лодках.
На маршруте были запланированные остановки для обсуждения проблем
Работа по своим направлениям велась представителями сразу четырех научных отрядов. Причем один из них, по анализу гидрологических особенностей, возглавила Марина Селиверстова, руководитель Федерального агентства водных ресурсов.
Как выяснилось, озеро Воже – один из самых крупных внутренних водоемов Вологодчины –
Раньше регулировать уровень помогала деревянная плотина на вытекающей из Воже реке Свиди, но теперь от нее остались лишь береговые фрагменты. Проблема еще и в том, что Воже является вологодской территорией, а Свидь – уже архангельской, и для решения «плотинного» вопроса требуется взаимодействие двух соседствующих регионов. Ну а помочь финансами вроде бы готов Росводресурс. Тем более что от нормального гидрологического режима озера зависит и будущее местных рыбаков.
– Известно, что в старину на озере Воже ежегодно вылавливалось до 1500 тонн промысловой рыбы, тогда как прогнозный план на этот год всего 157 тонн, – рассказал исполняющий обязанности руководителя вологодской лаборатории ГосНИОРХ Михаил Борисов. – С увеличением уловов может быть связано и возобновление работы рыбоперерабатывающего цеха в вожегодской деревне Бекетовская. А это и новые рабочие места, и дополнительные налоги в казну.
Очарование Чаронды
Не менее ощутимую выгоду прилегающим территориям может принести и развитие туризма. Несколько лет назад
Видимо, потенциальных путешественников отпугивает отсутствие сервисной инфраструктуры. Чтобы заночевать на маршруте, приходится проситься на постой к немногочисленным местным жителям или ставить на берегу палатку. Но зато здесь фактически нетронутая природа и масса интересных достопримечательностей. О некоторых из них поведал журналистам декан исторического факультета ВоГУ Василий Саблин. Прежде всего речь идет об острове Спасском в центральной части озера Воже, где
Бывший многолюдный и шумный город с красивыми храмами и торговыми рядами, после забвения волокового пути он стал быстро хиреть и превратился в небольшую деревушку. Но даже в таком статусе Чаронда сохранила значительную часть своего деревянного зодчества и очарование пейзажных видов.
Другое дело, что даже с возможным появлением объектов сервисной инфраструктуры проложить сюда полноценный туристический маршрут будет
Кстати, подобной оценкой потенциальных туристских рисков как раз и занимался один из экспедиционных отрядов. Обобщенные результаты его работы, равно как и выводы экспертов, работавших по другим направлениям, станут известны примерно через месяц. После чего можно будет уже более предметно говорить о том, когда и какой сможет стать новая жизнь старинного