
Экономические санкции Запада и ответные меры России поставили в полный рост проблему национальной продовольственной безопасности. В состоянии ли страна накормить себя сама? Вопрос не праздный, если учесть, что цены на любой импорт взлетели в два раза, подъем же собственного сельского хозяйства – дело небыстрое: на то, чтобы вырастить полноценную курицу уходят месяцы, а корову, свинью, яблоню – годы. Откуда в короткие сроки и в необходимых объемах взять продукты, вкусные, полезные (или, как минимум, безопасные) для здоровья и доступные по цене?
Набор требований кажется фантастическим. Тем не менее, такой универсальный продукт у России есть – это морская рыба. По полезности (высокое содержание легко усвояемого белка, витаминов, микроэлементов и уникальных
Чиновники заверяют: рыбы в наших морях добывается достаточно, чтобы покрыть внутренний спрос. Фактически же ситуация сложилась парадоксальная. Полки магазинов в центральной части страны до недавнего времени буквально ломились от выращенной на комбикормах импортных семги, форели со всех концов света, а наша бесценная «дикая», экологически чистая рыба, выловленная у дальневосточных берегов, массово направлялась на экспорт
Почему так происходит?
Суша суровее, чем море
Около 65 процентов отечественного вылова приходится на Дальний Восток. Отсюда до московского, калужского, тульского прилавка рыба должна преодолеть более девяти тысяч километров. На этом пути ее подстерегает множество препятствий, равно как и охотников «подзаработать».
Почему рыба из России становится «золотой»?
Трудности начинаются еще в море. Возраст большинства рыболовецких судов превышает 20 лет, свыше 80 процентов из них эксплуатируется сверх нормативного срока. Хотя некоторые суда модернизированы, значительная их часть устарела и требует замены. Из всего разнообразия судового «ассортимента» отечественные заводы строят лишь малотоннажные суда, да и то в очень ограниченном количестве. Остальные, в основном бывшие в эксплуатации, построены во времена СССР или закуплены за рубежом. Между тем до 70 процентов выловленной рыбы перерабатывается непосредственно в море, но чудес от судов, устаревших физически и морально, ожидать не стоит – отсюда и низкая степень переработки нашей рыбы.
Неласково встречает выловленную рыбу и родной берег. Хвост проблемы тянется еще с «лихих» 90-х, когда морские порты, как торговые, так и рыбные, были приватизированы, а причальные стенки, признанные стратегическими объектами, оставлены в собственности государства. В основном их сдали в долгосрочную аренду тем же новоиспеченным владельцам портовой инфраструктуры. Зачастую – на весьма не выгодных государству и рыбной отрасли условиях, без
Но даже там, где с причалами все
Иностранные порты предлагают экспортерам совершенно иные условия. В большинстве из них разгрузка судна начинается зачастую через 15 минут после швартовки, а весь процесс оформления и расчеты производятся в течение нескольких часов. Для «своих» условия еще мягче…
На смену портовой «эпопее» для отечественных рыбопромышленников приходит новая, не менее драматичная – железнодорожная. Именно по железной дороге осуществляется основной объем поставок в разные районы страны – в частности, в 2014 году он составил 738 тысяч тонн. Между железнодорожниками и рыбаками тоже имеются многолетние противоречия. Они не ограничиваются пресловутой нехваткой подвижного состава в «горячие» летние месяцы и нежеланием железнодорожников гнать полупустые вагоны на Дальний Восток себе в убыток.
На сегодняшний день рыба по железной дороге перевозится в основном двумя способами – рефвагонами и рефконтейнерами. Большегрузный (до 50 тонн) рефрижераторный вагон снабжен холодильной установкой, где автоматически поддерживается необходимая температура, однако при переключении возможны ее колебания. Рефконтейнер – более надежная для «скоропорта» холодильная тара грузоподъемностью до 30 тонн – позволяет выставить индивидуальную температуру для каждой партии рыбы. Он обеспечивает непрерывность «холодильной цепи» с момента поступления рыбы на берег до прилавка и позволяет избежать затрат
«Камнем преткновения» в вопросе железнодорожных перевозок сегодня являются тарифы. За перевозку рефконтейнером железная дорога взимает
Последнее звено в постоянно рвущейся рыбной цепочке – это сбыт. По словам рыбаков, оптовики и торговые сети не очень жалуют отечественных производителей
Отечественной рыбе – зеленый свет
После вышеперечисленных мытарств никто, наверное, не удивится, что отечественная рыба стала редким гостем на столах россиян и предпочитает иностранные порты, где ее принимают с распростертыми объятиями. Между тем в Государственной программе развития рыбного хозяйства поставлена задача – увеличить добычу водных биоресурсов к 2020 году до 6,5 миллиона тонн. Для переработки и сбыта таких объемов требуется комплексная модернизация как рыбной отрасли, так и связанных с ней смежных отраслей при продуманном государственном регулировании.
Рыбаки должны получить весомые экономические и организационные стимулы для возврата в российские порты, что, в первую очередь, подразумевает развитие портовой и логистической инфраструктуры на всем пути следования рыбы к потребителю. Первая веха на этом пути – причалы. Сроки и стоимость аренды причальных мощностей теперь будут увязаны с размером инвестиций в инфраструктуру, пообещал глава Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков на совещании по развитию портовой и логистической инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса Приморья, проходившем в конце июля нынешнего года. Модернизированные рыбные терминалы морских портов
На первых порах в Приморском крае создана рабочая группа, в состав которой входят представители рыбодобывающей отрасли, портовиков, железнодорожников, Россельхознадзора, ветеринарной инспекции, операторов подвижного состава. Группа оперативно решает возникающие вопросы в части оформления и отправки рыбопродукции по железной дороге и наличия свободных холодильных мощностей в рыбных портах Приморского края. Руководитель Росрыболовства оценил этот опыт как эффективный и предложил создать подобную группу на межрегиональном уровне. Один из ключевых вопросов, который предстоит решить в ближайшей перспективе – урегулирование ситуации с тарифами.
Параллельно идет работа на противоположном конце «рыбной» цепочки – с потребителем. В конце апреля нынешнего года в Москве впервые состоялся фестиваль «Рыбная неделя», когда отечественная рыба разных ценовых категорий продавалась в магазинах столицы и на специально организованных площадках. Фестиваль собрал более пяти миллионов любителей рыбы и морепродуктов. За неделю было продано около 300 тонн различной рыбопродукции. Фестиваль завершился подписанием соглашения о сотрудничестве между правительством Москвы и Росрыболовством.
Сегодня под эгидой того же Росрыболовства создается некоммерческий бренд «Русская рыба». Он будет работать на популяризацию отечественной рыбопродукции как на внутреннем, так и на внешних рынках. Проект поддержали крупнейшие рыбопромышленные предприятия. Как показывает практика, продвижение может принимать самые разные формы. В частности, рыбаки добиваются возможности прямых поставок своей продукции взамен импортной в детские сады, школы и другие учреждения. Это, считают они, лучший способ с ранних лет приучить соотечественников к здоровому продукту.
Принимаемые и планируемые шаги по оздоровлению рыбной отрасли показывают главное: государство готово к поиску баланса интересов и конструктивных путей взаимодействия между различными ведомствами