
Председатель Союза рыбопромышленников Карелии рассказал, как чувствуют себя рыбодобывающие предприятия в условиях санкций, какая рыба самая свежая и где едят больше всего сельди.
Каждый год карельские рыбопромышленные предприятия добывают около 80-90 тысяч тонн рыбы. Это достаточно много, учитывая, что часть продукции остается в республике, часть отправляют на экспорт, и еще хватает, чтобы обеспечить рыбой всю европейскую часть России.
Эта отрасль промышленности, в отличие от многих других, не только не пострадала, но и выиграла в условиях санкций. О том, как предприятиям удалось извлечь выгоду из ограничений и как это отразилось на потребительском рынке, рассказал «Республике» председатель Союза рыбопромышленников Карелии Игорь Зубарев.
Откуда берется рыба
По информации регионального Минсельхоза, в Карелию поставляется 25-30% от всего объема добываемой рыбы. Игорь Зубарев считает, что для республики это даже много, столько рыбы мы объективно не съедаем.
— На экспорт идет всего около 15%, — рассказал Игорь Зубарев. – За границу отправляются дорогостоящие виды – треска и пикша. В Россию их тоже поставляют, а также сельдь и путассу. Сельдь, кстати, практически не экспортируется, это традиционный для России продукт, ее здесь едят гораздо больше, чем за рубежом. И потом, в Норвегии, например, есть своя сельдь, привозить
Карельские предприятия добывают рыбу в Баренцевом море, зонах иностранных государств и конвенционных районах (то есть в международных зонах, которые не принадлежат
Траулер «Янтарный», принадлежащий карельскому предприятию ООО «Согласие», в сутки добывает до 250 тонн рыбы. Судно уходит в море на 2-3 недели и привозит из рейса порядка трех тысяч тонн продукции. Когда оно возвращается в порт, привезенной рыбы хватает на погрузку 150 фур. Автотранспорт за ней приезжает со всей России.
Рыбу с траулера выгружают в полностью готовом к транспортировке виде: прямо на судне есть морозильное и упаковочное оборудование. Обезглавленная и замороженная рыба пакуется в полиэтиленовые блоки, те в свою очередь — в коробки, которые грузят на фуры и отправляют практически по всей России.
Откуда берутся цены
Несмотря на большие объемы добычи, рыба в Карелии не всегда продается по доступной цене. Однако рыбопромышленники практически никак не могут на это повлиять, отметил Игорь Зубарев.
— Между нами и розничными точками продажи стоят еще
два-три оптовых звена, которые забирают 30% от стоимости рыбы. Сама розница берет порядка 20%. То есть разница в цене между рыбой, которую мы добываем, и рыбой, которую мы покупаем в магазинах, – около 50%.
Эта проблема решается не в области рыболовства, а в области государственного регулирования и надзора, уверен председатель союза рыбопромышленников. Это же относится и к вопросу повышения качества продукции.
— Самая хорошая рыба – судовой заморозки: ее замораживают практически сразу, как добывают из воды, поэтому она отличается наибольшей свежестью. Такую рыбу закупают рестораны, небольшие местные магазины.
Многие оптовики, по словам Игоря Зубарева, рыбу размораживают, заливают раствором и замораживают снова. В результате из одного килограмма продукта получают два. Такую продукцию можно встретить на прилавках сетевых магазинов, которые закупают ее по более низкой цене.
Эту проблему должны решить регулярные проверки со стороны Роспотребнадзора, заметил Игорь Зубарев. Они помогут убрать с рынков недобросовестных продавцов.
Чем полезны санкции
У рыбной промышленности в Карелии, в отличие от многих других отраслей, положительные перспективы развития, уверен специалист. Этому способствуют в том числе санкции, которые ввели в России в прошлом году.
— Санкции защищают местных производителей. Сейчас на рынке нет продукции из Норвегии, Исландии, Гренландии, Дании. Чтобы удовлетворить потребности населения, мы увеличиваем добычу и поставки нашей рыбы. Предприятия занимаются модернизацией и инвестируют во флот, вкладываются в новое оборудование. Все это способствует развитию отрасли. Да, есть проблемы во взаимоотношениях с иностранными партнерами,
но из-за того, что доля экспорта небольшая (около 15%), для нас это не является болезненным.
Стабильное развитие рыбной отрасли немаловажно для Карелии, ведь для нескольких районов она является бюджетообразующей. Зарегистрированные в республике предприятия платят единый сельхозналог, который отчисляется в местный бюджет, с зарплаты моряков также идет НДФЛ. По словам Игоря Зубарева, в Карелии самые высокие зарплаты как раз у работников рыбной промышленности, которые выходят в море. В результате бюджеты районов получают значительные вливания.
В ближайшее время в федеральном Минсельхозе готовят законопроект, согласно которому предприятия будут обязаны перерабатывать рыбу на территории субъекта федерации. Это также послужит развитию республики, считает Игорь Зубарев.
— Я даже не исключаю, что у нас откроется